• 19 ноября 2013

    Северное снижение

    Объем транзитных перевозок Северным морским путем, несмотря на информационную эйфорию вокруг этого маршрута, в 2013 году снижается. Однако перспективы у арктического маршрута как транзитной трассы все же есть.

    Ускользающий транзит?


    Объем транзитных грузоперевозок посредством Северного морского пути в 2013 году прогнозируется на уровне 1,17 млн тонн, что примерно на 2,5% ниже уровня 2012 года. Такие данные в ходе II международной конференции «Северной морской путь» в Санкт-Петербурге привел руководитель Администрации Александр Ольшевский.

    По его словам, снижение объемов транзитных перевозок связано, в том числе, с конкуренцией со стороны Северо-Западного прохода (Канада), который начал использоваться для транзитного судоходства. Напомним, в сентябре 2013 года 255-метровый балкер ледового класса 1А Nordic Orion с грузом угля в 73,5 тыс. тонн для металлургической компании Ruukki Metal Oy впервые совершил транзитный рейс через Северо-Западный проход из Ванкувера (Канада) в Пори (Финляндия). Рейс осуществлялся под проводкой канадского ледокола Береговой охраны. Более подробно об этом мы писали ранее >>>>

    По словам выступившей в ходе конференции «Северный морской путь» генерального секретаря министерства рыболовства и береговой администрации правительства Норвегии Селвиг Кирштен, возможностями перевозок посредством Северо-Западного прохода в настоящее время интересуется китайский бизнес.

    Кроме того, сократился объем перевозок из порта Витино (Мурманская область), что, видимо, связано с запуском в порту Усть-Луга терминала газового конденсата «Новатэк» (ранее переваливался через Витино).

    Также на объеме грузоперевозок сказалась более тяжелая, чем в прошлом году, ледовая обстановка. А это говорит о неоднозначности процесса таяния льдов в Арктике.

    Правда, по словам руководителя Администрации Севморпути, несмотря на снижение объема транзита, выросло его «качество», а именно т.н. «большой транзит» из Европы в Азию и обратно.

    Действительно, арктический маршрут осваивают все новые игроки. Так, в навигацию 2013 года из порта Усть-Луга в южнокорейский порт Йосу прошел танкер Stena Polaris дедвейтом 64 тыс. тонн. Часть пути (8,4 тыс. миль) по Северному морскому пути танкер прошел в составе судов, сопровождаемых российским атомным ледоколом.


    Как объяснили организаторы рейса, Северный маршрут в Южную Корею на 10-13 дней короче по сравнению с перевозкой грузов через Суэцкий канал, Индию и Малаккский пролив. При этом танкер, аналогичный Stena Polaris, экономит за время плавания около 400 тонн топлива или 2 млн шведских крон ($301,4 тыс.).

    Еще ранее по Севморпути свой первый коммерческий рейс совершило китайское судно Yong Sheng компании COSCO Shipping, которое проследовало из порта Далянь (КНР) в Роттердам (Голландия).

    Танкер-продуктовоз СКФ Victor Bakaev (118 тыс. тонн дедвейта, ледовый класс 1С)  также в навигацию 2013 года завершил первый рейс по Севморпути с востока на запад. Он вышел из порта Йосу с грузом 88 тыс. тонн авиационного керосина в направлении Мыса Дежнева. Фрахтователь – крупнейший международный нефтетрейдер VITOL.

    Нет предела совершенству

    Отметим, что навигация 2013 года по Севморпути не обошлась без происшествий. Так, 5 сентября 2013 года поступила информация о том, что танкер Nordvik (судовладелец «Хатангский морской торговый порт»), ледовый класс Ice 1, следуя рейсом Обская губа – Хатанга с 4944 тоннами арктического дизельного топлива, в нарушение выданного Администрацией Севморпути разрешения самостоятельно вошел в район со средним типом ледовых условий, где получил пробоину 11 балластного танка левого борта размером 1000х100 мм.

    Также на Северном морском пути в сентябре сел на мель французский катамаран Babouchka, на помощь ему пришлось высылать ледокол.


    Эти случаи выявили недостатки в действующих механизмах обеспечения судоходства по Севморпути.

    В частности, по мнению руководителя администрации Севморпути, некорректно на основании прогноза фоновых ледовых условий на район, охватывающий половину моря, принимать решение о возможности плавания судна по конкретному маршруту и о необходимом для этого ледокольном обеспечении.

    Он также отметил, что не установлен механизм ответственности за нарушение Правил. «Может быть, целесообразно к судам-нарушителям применять такие меры, как отказ в выдаче разрешений на плавание по Севморпути в будущем», - предположил Ольшевский.

    Кроме того, прекращение действия соглашения между «Росатомом» и Росморречфлотом привело к ликвидации в структуре оператора ледокольного флота Штаба морских операций - органа, который осуществлял важнейшие функции управления судоходством по Севморпути. Вместо отмененных процедур взаимодействия с оператором атомного ледокольного флота новые процедуры не разработаны. В этой связи представляется обоснованным установление процедур взаимодействия Администрации Севморпути с операторами ледокольного флота, полагает Ольшевский.

    По его словам, всего в администрацию в 2013 году поступило 701 заявление на получение разрешений на прохождение акваторий Северного морского пути. Среди получивших разрешение судов 21% ходит под иностранным флагом (127). При этом было отказано в удовлетворении 81-го заявления, из которых 6 приходится на иностранные суда (7%).

    Также Администрация Севморпути в 2013 году выдала 26 удостоверений на право ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути (по состоянию на 29 сентября 2013 года). Ледовую лоцманскую проводку по Севморпути в настоящее время осуществляют ФГУП «Атомфлот» и ООО «Ледовые лоцманы» (создано «Ассоциацией Морских Капитанов»).

    Виталий Чернов.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен