• 7 ноября 2006

    Река теряет нефтегрузы


    Речная навигация на Волго-Балте через неделю подойдет к концу. По предварительным подсчетам объем перевозки нефтепродуктов по реке к порту Санкт-Петербург в этом сезоне составил 2 млн. 550 тыс. тонн. Это значительно меньше среднего сезонного показателя перевозок нефтепродуктов по Волго-Балту, который отмечался в последние годы на уровне 4,5 млн. тонн.

     

    Падение объемов

    Работа речных шлюзов на Волго-Балтийском судоходном пути может быть прекращена уже 15 ноября. Такую дату предварительно называют в ГБУ «Волго-Балт». Соответственно, в середине ноября прекратится проход крупнотоннажных судов по реке к порту Санкт-Петербург и в обратном направлении. До конца осени на реках сохранится движение небольшого вспомогательного флота. По словам директора ГУП «Мостотрест» Юрия Петрова, разводка мостов на Неве будет прекращена 1 декабря.

    Перевозка грузов речным путем в экспортном направлении в этом году значительно сократилась. Причины этого, как ранее отмечало ИАА «ПортНьюс», – низкое финансирование со стороны государства работ по поддержанию технического состоянии пути, позднее открытие навигации из-за плохих погодных условий, а так же прекращение движение по Неве на неделю в период проведения в Санкт-Петербурге саммита глав государств Большой восьмерки.

    В настоящее время общее количество перевезенных за навигационный период грузов (нефтепродукты, лес, металл, строительные грузы) еще не подсчитано. По прогнозу месячной давности начальника ГБУ «Волго-Балт» Владимира Николаева, совокупный объем перевозок в 2006 году сократится до 15-16 млн. тонн с 18,3 млн. тонн в навигацию 2005 года. В основном спад грузооборота произошел за счет снижения перевозок нефтепродуктов.

     

    Грузоотправителей стало меньше

    Традиционно в экспортном направлении речные перевозки мазута осуществляются с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), расположенных вдоль верхней и средней Волги, а так же с заводов, стоящих на реке Каме и Башкирских НПЗ. В этом году отгрузку мазута на речные суда производили только Нижегородский завод (более 600 тыс. тонн), Нижнекамский, Самарские заводы, Сызранский и Пермский завод.

    Особенностью речной навигации этого года стало отсутствие на реке самого крупного танкерного перевозчика - ОАО «Волготанкер». Из-за претензий со стороны налоговых органов к этому речному пароходству, весь флот компании – это более 250 нефтеналивных судов – был арестован и не вышел на реку. Именно в силу этого обстоятельства, в 2006 году речные перевозки нефтепродуктов с Уфимской группы заводов оказались невозможными. Перевезти груз из Уфы на Волгу можно только по мелководной реке Белая, которая впадает в Каму, затем путь проходит традиционно - по Волге. Специальные суда – низкосидящие баржи – есть только в составе флота «Волготанкера».

    В нынешнюю навигацию с заводов НК «ЛУКОЙЛ» – Нижегородский и Пермский НПЗ – транспортировку мазута речными танкерами осуществляла судоходная компания «Волга Флот Танкер» (дочерняя структура «Волжского пароходства»). По данным аналитического отдела «ПортНьюс», совокупный объем перевезенного по реке темного топлива «ЛУКОЙЛа» составит за период навигации более 1 млн. тонн против 1,5 млн. тонн за навигацию прошлого года. Получатели мазута НК «ЛУКОЙЛ» в порту Санкт-Петербург – ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (около 500 тыс. тонн за навигацию) и терминал ЛУКОЙЛа в Высоцке Ленинградской области (530 тыс. тонн за навигационный период).

    Заводы Роснефти (Самарская группа), а так же Нижнекамский НПЗ группы ТАИФ в этом году отгружали мазут на танкеры судоходной компании «Вижн Флот», а так же на суда нескольких небольших компаний, входящих в НП «Танкерный союз». В этом случае экспортная перевалка в порту Санкт-Петербург осуществлялась не через стационарные перевалочные комплексы, а на рейде порта Санкт-Петербург, за Кронштадтом. Общий объем перевозок с этих заводов по реке составит до конца сезона 1 млн. 520 тыс. тонн.

     

    20%-ый бонус

    Речные перевозки мазута с рассматриваемых НПЗ в период летней навигации дают возможность грузовладельцам увеличивать сезонные отгрузки. Учитывая, что среднегодовое производство мазута на этих НПЗ составляет по данным информационно-исследовательского агентства «ИнфоТЭК-Консалт» около 23,5 млн. тонн, можно подсчитать, что на долю речной транспортировки приходится почти 20% нефтепродуктов.

    При речной транспортировке нефтепродуктов грузовладельцы получают возможность использовать более гибкие схемы экспорта: можно не ограничиваться стационарными мощностями портов по перевалке нефтепродуктов, а использовать рейдовые перевалочные комплексы.

     

    Как известно, в петербургском, достаточно неглубоком порту, преимущество рейдовой перевалки состоит в том, что под погрузку к танкеру накопителю встают крупнотоннажные танкеры – 100-тысячники. Таким образом, партия нефтепродуктов идет непосредственно в порт покупателя. В то же время с береговых терминалов порта Санкт-Петербург есть возможность загружать танкеры тоннажем около 35 тыс. тонн. Такие суда задействованы лишь на коротком плече перевозок, чаще всего до порта Роттердам, где формируется более крупная партия товара.

     

    Время - деньги

    Проблемы у речных перевозчиков мазута преимущественно сводятся к большим потерям времени на маршруте. На сегодняшний день, самый сложный и затяжной участок пути для судов, идущих в сторону порта Санкт-Петербург и от него – обмеление Волги у города Городец (Нижегородская область, Горьковское водохранилище). Время прохода участка Городецкий шлюз - Нижний Новгород длиной 55 км, обусловленное ожиданием «большой воды», выросло за последние 10 лет более чем в 24 раза - до 5 дней. Это приводит не только к длительным простоям, но и к появлению сложных схем с частичной разгрузкой судов и прохода проблемного участка с участием барж.Очередная потеря времени - около Нижнесвирского шлюза. Простои здесь достигают 14 часов.

    Последней преградой на пути речных судов к Морскому порту Санкт-Петербург являются разводные мосты на Неве. В этом году время ожидания судов перед проходом по Неве достигало 3 суток.

    Помимо этого на Волго-Балте существует большое количество не столь глобальных, но весьма существенных проблем:

    - уменьшение гарантированных глубин (потеря каждого сантиметра осадки означает для грузовладельцев потерю 20-ти тонн груза)

    - увеличение общей протяженности участков с односторонним движением,

    - износ оборудования,

    - хроническая нехватка средств на текущее обслуживание и ремонт.

     

    Бюджетное финансирование дноуглубительных работ из федерального бюджета составляет только 12% от потребности. Всего на 2006 год на Волго-Балт запланировано выделить 651 млн. руб. Этого недостаточно, считает Владимир Николаев.

    В этом году президент России Владимир Путин лично обратил внимание на состояние судоходных рек страны. Он дал поручение главе правительства обеспечить своевременное финансирование в полном объеме всех необходимых для нормального судоходства мероприятий. «Это вселяет в нас надежду, что стабильное техническое состояние речного пути позволит вернуть грузы на речные танкеры», - сказал в беседе с ИАА «ПортНьюс» генеральный директор судоходной компании «Вижн Флот» Петр Разумов.


    Надежда Малышева
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен