• 16 июня 2014

    Крымская перспектива


    В последнее время по поводу того, что будет  с  портами  Крыма дальше, было высказано много разных, иногда полярных мнений.

    В надежде на лучшее

    В 2013 году, по разным источникам, в морских портах Крыма было перевалено от 14 до 15,5 млн тонн грузов.

    Есть общее понимание, что в связи с известными событиями  эксплуатация  портов Крыма  в ближайшие годы сведется к следующему: снабжение Крыма (4-5 млн. тонн в год); развитие круизных маршрутов (Севастополь, Ялта, Евпатория); использование перевалки в Керчи для загрузки крупнотоннажных судов.

    Первый фактор является необходимостью.

    Второй фактор – наиболее перспективное сегодня направление в развитие портов Крыма, которое можно осуществить  в относительно короткие сроки.

    Последний фактор недооценивается многими экспертами, в то время как он  может сыграть важную роль в загрузке портов Крыма. Также необходимо учесть, что акватория порта Керчь - удобное место для бункеровки морских судов.

    По общему мнению, основные крымские порты, которые имеют перспективу развития -  Севастополь  и Керчь. При этом  многими экспертами портам Феодосия и Евпатория в развитии портов Крыма отводится второстепенная роль. В ближайшей перспективе можно с этим согласиться, но в среднесрочной и в дальнесрочной перспективе ситуация может измениться и эти два порта могут получить шанс выйти на новый уровень развития.

    Перспектива развития портов Крыма  зависит от  нескольких  факторов. Во-первых, это политическая стабилизация в Украине. При положительном исходе событий  может осуществляться доставка российских внешнеторговых грузов в Крым через украинскую территорию. В этом случае также возможна поставка в Севастополь традиционных для последнего времени грузов.

    Во-вторых, это приход китайских компаний в регион и строительство глубоководного порта (возможно порта-хаба) сегодня один из вариантов развития событий. Если оно состоится, то ситуация с развитием портов Крыма будет развиваться совсем в другом, интенсивном ключе. При этом представляется, что с учетом требований к минимизации расходов, оптимальное место размещения глубоководного порта – о. Донузлав.

    В-третьих, если к 2017-2018 годам  будет построен 2 путный железнодорожный порт через Керченский пролив, то это может дать толчок к перевалке  российских внешнеторговых грузов в крымских портах.

    Таким образом, можно ожидать  в ближайшее годы спад в объеме перевалки крымских портов по сравнению с 2013 годом, а в среднесрочной и дальнесрочной перспективе можно ожидать развитие портов Крыма по вышеупомянутым сценариям или по их сочетаниям.

    Заместитель Генерального директора ООО «Морское бюро «Нефтеналивные терминалы» Геннадий Кузьмин.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен