Виталий Кушнарев: «Реальные проекты всегда найдут поддержку»
В разгар навигации на Нижнем Дону министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарев рассказал медиа-группе «ПортНьюс» о приоритетах развития воднотранспортного комплекса региона.
- Виталий Васильевич, какие приоритетные задачи стоят сегодня перед министерством транспорта Ростовской области в сфере водного транспорта?
- Морской и речной транспорт Ростовской области играют основную роль в обеспечении международных транспортно-экономических связей региона. В последние годы участники внешнеэкономической деятельности Ростовской области стали шире использовать международное судоходство для прямого внешнеторгового сотрудничества со странами Черноморского, Средиземноморского и Каспийского бассейнов. Причина проста: перевозки водным транспортом, по-прежнему, остаются одними из самых доступных. Поэтому их объем ежегодно растет. Сегодня судоходный путь по реке Дон является самым загруженным участком Единой глубоководной системы России.
В связи с этим приоритетная задача — продолжить развитие международного судоходства в Азово-Донском бассейне с дальнейшим увеличением перевозок судами «река-море» плавания грузоподъемностью до 5000 тонн между центром страны, прикаспийскими странами и странами Средиземноморского бассейна.
- Этот год характеризуется маловодностью. В связи с этим еще раз встает вопрос о необходимости строительства Багаевского гидроузла. Насколько значим этот проект для региона?
- На реализации проекта настаивают судовладельцы, так как это позволит использовать тоннаж судов на полную мощность и увеличить объемы перевозки грузов.
Позиция правительства Ростовской области такова, что проектировать гидроузел нужно после детальной экспертизы, в частности, надо учесть состояние реки Дон. Для нас в этом вопросе приоритетом остается экологический аспект: Дон обеспечивает водой две трети области. В то время как прирост транзитных перевозок происходит за счет опасных нефтеналивных грузов.
Еще один крупный инфраструктурный проект — строительство мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт» (МТЛУ «РУП»). Насколько успешно он развивается? Каков объем инвестиций сегодня?
- Сегодня Ростовский универсальный порт располагает семью современными причальными комплексами с протяженностью причальной стенки 1150 м. Номенклатура грузов, с которыми работает РУП, представлена контейнерами, углем, зерном, минеральными удобрениями, металлами, цементом, полевым шпатом и другими грузами.
Общая стоимость проекта превышает 24 млрд руб. Доля федерального бюджета составляет 6,4 млрд руб., бюджет субъекта направит более 1 млрд руб., внебюджетных инвестиций — свыше 16 млрд руб.
Всего с 2006 года на реализацию инвестиционного проекта всеми участниками проекта направлено более 3,5 млрд руб.
- Как продвигается строительство соединительного железнодорожного пути, который свяжет станцию Казачья через сортировочную станцию Универсальная с припортовыми дорогами? Почему сегодня необходим этот путь?
- Работа по проектированию соединительного железнодорожного пути от станции Универсальная до седьмого ходового пути необщего пользования завершена, получено положительное заключение экспертизы. Проектирование и строительство этого объекта ведется за счет средств консорциума инвесторов.
Отсутствие железнодорожной станции «Универсальная», строительство которой будет финансироваться из федерального бюджета, сейчас сдерживает дальнейшую реализацию проекта.
- В прошлом году было заявлено о переносе пункта пропуска порта Ростов-на-Дону с правого на левый берег Дона, на территорию Ростовского универсального порта. Какие шаги сделаны в этом направлении?
- Ростовский универсальный порт безвозмездно передал в федеральную собственность земельный участок площадью 0,6 га для строительства административного здания пункта пропуска.
Регистрация права Российской Федерации на земельный участок проведена, получено разрешение Росимущества Российской Федерации о его передаче в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт», что позволит получить разрешение на использование участка под строительство административного здания.
- Насколько востребованы порты Ростовской области?
- Если стивидорные компании, а их у нас в области более 30, осуществляют перевозку узкой номенклатуры грузов, обычно от одного до трех наименований, то порты обеспечивают перевалку широкой номенклатуры грузов, имеют специализированные терминалы и развитую внутрипортовую транспортную инфраструктуру.
На территории Ростовской области действуют Азовский морской порт, Ростовский морской порт, Речной порт в Волгодонске, Таганрогский морской порт и Усть-Донецкий речной порт.
Грузооборот водного транспорта в границах Азово-Донского бассейна в последние годы стабильно увеличивается. Так, в 2011 году он составил около 23 млн тонн с учетом транзита. В 2012 году грузооборот увеличился на 8,6% и достиг 25 млн тонн. В 2013 году составил уже 27 млн тонн.
- Если говорить об Азово-Донском речном бассейне, в эту навигацию значительно вырос судопоток, многие грузопотоки переориентированы с северо-запада на юг. Как обеспечивается безопасность судоходства?
- Безопасность судоходства на территории Ростовской области обеспечивают Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» и ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация».
Специалисты этих структур оперативно устраняют последствия нештатных ситуаций, возникающих на водных путях региона.
- Прогулки на теплоходе по Дону – традиционно одно из любимых развлечений жителей Ростовской области в теплое время года. Какие маршруты предлагаются сегодня? Планируется ли создание новых маршрутов, например, в Крым?
- Сегодня действуют часовые прогулки по Дону до Зеленого острова, а также экскурсии до станицы Старочеркасской.
Руководством ОАО «Донинтурфлот» прорабатывается возможность организации круизных перевозок по маршруту «Ростов-на-Дону — Ялта». В настоящее время ведется работа с представителями Российского морского регистра судоходства по согласованию класса судов, которые смогут обслуживать данную круизную линию.
- В последнее время все больший интерес вызывает яхтенный туризм, внутренние водные пути открыты для иностранных спортивных и парусных судов. В перспективе планируется ли развитие рек Ростовской области, в частности Северского Донца с его живописными берегами, как рекреационной и прогулочной зоны?
- Ежегодно в Ростове-на-Дону проходит регата. В этом году она прошла под девизом «Мы вместе: Курс — Севастополь».
Сегодня прорабатывается вопрос о целесообразности строительства Гниловского яхтенного порта. Проект предусматривает развитие базы для занятий водными видами спорта: парусным спортом, греблей, водным туризмом.
Абсолютно убежден, что проекты, направленные на развитие яхтенного спорта и туризма, должны реализовываться в рамках государственно-частного партнерства. Со своей стороны область предоставляет государственную поддержку, предусмотренную инвестиционным законодательством, в том числе субсидирование части процентной ставки банковских кредитов, предоставление льгот по налогу на имущество. Реальные проекты, а не «прожекты», всегда найдут поддержку со стороны правительства Ростовской области.
Беседовала Елена Ткачева.