Спасительный мост
К строительству моста через Керченский пролив планируется приступить в ноябре 2014 года, он пройдет через мыс Тузла. В то же время предлагается альтернативный проект строительства тоннеля у мыса Жуковский.
Осенний марафон
Строительство моста через Керченский пролив планируется начать в ноябре 2014 года. Такой срок назвал председатель комитета Государственной Думы по транспорту Евгений Москвичев в ходе встречи с работниками Керченского морского торгового порта.
Ранее заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак заявил, что мост начнут строить осенью текущего года, причем выбран проект, предполагающий его прохождение через мыс Тузла.
«Решение было принято, это будет тузлинский вариант мостового перехода. По многим причинам – и с точки зрения оптимизации стоимости, и с точки зрения необходимости обеспечения работы переправы порт Кавказ – Крым, которая существует сегодня», - сказал Дмитрий Козак.
Он также отметил, что проект будет финансироваться за счет средств федерального бюджета, а подрядчики строительства будут определены по результатам конкурса, в котором примут участие как российские, так и иностранные компании и их смешанные консорциумы. Интерес к проекту уже проявили предприятия из Китая и Италии.
Правда, нам представляется проблематичным участие европейских компаний в проектах, связанных с Крымом, в свете разгорающейся «санкционной войны».
Вариант строительства транспортного перехода через мыс Тузла, кроме того, предоставляет возможность подключения к нему сухогрузного района порта Тамань. Как ранее высказался заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, это позволило бы сэкономить средства федерального бюджета в размере около 25 млрд руб. По мнению экспертов Общественного совета при министерстве транспорта, подключение сухогрузного района Тамани к транспортному переходу также будет содействовать и развитию самого Крыма.
Мост предполагается сделать автомобильно-железнодорожный, включая двухпутную железную дорогу и четырехполосную автомобильную. Подходы к мосту планируется начать строить уже в августе 2014 года. Срок сдачи проекта - до конца 2018 года.
Подземный взгляд
Между тем, предлагаются и альтернативные проекты создания транспортного перехода через Керченский пролив. Так, бизнесмен Геннадий Тимченко предложил вместо моста построить тоннель. По его словам, вариант строительства тоннеля обойдется гораздо дешевле, чем строительство моста в районе Тузлы (40 млрд руб. против 300 млрд руб.).
«Сегодня паромы перевозят четыре железнодорожных состава в сутки, а тоннель повысит пропускную способность в десять с лишним раз. Не четыре, а сорок четыре! Каждые полчаса - состав», - приводятся слова Тимченко. По его оценкам, на строительство тоннеля уйдет до 3 лет.
При этом предприниматель заявил, что реализацией проекта может заняться СК «Мост», где он обладает блокирующим пакетом акций.
Кроме того, вариант строительства тоннеля может решить проблему, связанную с безопасностью судоходства, поскольку лишние сооружения на акватории ей не содействуют.
Однако предложенный вариант имеет и свои недостатки: в случае «Жуковского варианта» размещения он упирается в Керчь. Напомним, что этот вариант предполагал строительство перехода от крымского мыса Жуковский до косы Чушка со створом в районе действующей Еникальской переправы. Если же строить тоннель по другим вариантам, то он окажется слишком длинным и соответственно, дорогостоящим. К тому же данный вариант хуже интегрируется с проектом создания сухогрузного района в порту Тамань, что также не будет содействовать экономии бюджетных средств.
Как бы то ни было, переход должен иметь высокую пропускную способность, так как станет, судя по всему, основной грузопассажирской транспортной артерией, соединяющей материковые регионы России и Крым. Пока она не будет построена, длинных очередей на паромной переправе в пиковые сезоны, по нашему мнению, будет не избежать.
Виталий Чернов.