Ответный удар
Окно в Европу или Южную Америку?
Россия ответила на санкции Запада и его союзников своими собственными. Однако если западные санкции подразумевают ограничения на поставки в Россию, то российские – ограничения на импорт из стран-оппонентов. Пока ответные санкции коснулись достаточно широкой номенклатуры продовольственных товаров.
По мнению опрошенных ИАА «ПортНьюс» участников стивидорного рынка Северо-Запада, в кратко- и среднесрочной перспективе продовольственные санкции могут привести к росту перевалки контейнерных, прежде всего рефрижераторных грузов через российские морские порты за счет роста грузопотока из стран Латинской Америки и других альтернативных экспортеров продтоваров. В то же время, от ответных санкций пострадают сухопутные перевозчики, специализировавшиеся на транспортировке европейского продовольствия в Россию. Однако в том случае, если «санкционная война» затянется, возможно постепенное импортозамещение и сокращение объемов ввоза импортной продовольственной продукции и из «альтернативных» стран. Впрочем, загадывать так далеко пока никто не берется, поскольку влияние санкций – это уравнение со многими неизвестными.
Более того, Россия рассматривает возможность и дальнейшего ужесточения ответных санкций. Так, предлагается распространить их также и на промышленные товары, среди которых называются готовые автомобили и различное оборудование, товары народного потребления. При таком сценарии развития событий терминалы, ориентированные на перевалку импортных автомобилей, будут вынуждены перепрофилировать свою деятельность. В то же время, с развитием соответствующих производств внутри страны возможен рост поставок контейнерных грузов с комплектующими. Впрочем, прогнозировать такой рост нужно осторожно, поскольку он будет зависеть от внутреннего спроса, который, если говорить о новых автомобилях, в последнее время падает, а также от будущего уровня локализации производств.
Дверь в Азию
Из-за санкций возможны изменения в путях поставок также и сырьевых грузов. Например, парламент Польши уже рассматривает возможность запрета на импорт российского угля. Со своей стороны, Россия в секторе сырьевых грузов все более ориентируется на азиатско-тихоокеанский регион (АТР), где значимыми союзниками Запада в санкционной борьбе с Россией являются пока лишь Япония и Австралия. И если Япония является рынком сбыта для российских энергоносителей, которая вряд ли сможет от них полностью отказаться, то Австралия - конкурентом в области поставок угля и сжиженного природного газа (СПГ). Причем конкурентом мощным.
Отметим, ранее со стороны Австралии звучали предложения о вхождении в российские нефтяные проекты в обмен на участие российских компаний в проектах СПГ в Австралии, о чем мы более подробно писали ранее >>>> . Теперь же эти предложения, скорее всего, будут неактуальны. Вкупе с западными санкциями против российских компаний, реализующих проекты в области добычи природного газа, этот факт может оказать серьезное негативное воздействие на перспективы освоения зарубежных рынков российским сжиженным газом, а значит поставить под удар широкомасштабные проекты по его добыче и транспортировке. Ведь и без санкций Россия едва успевала «прыгнуть в уходящий поезд» мировой торговли СПГ.
Напомним, что в России пока имеется лишь один крупный экспортный завод по сжижению природного газа, действующий в рамках проекта «Сахалин-2». Тем не менее, уже заявлено достаточно много новых проектов, среди которых выделяются «Ямал-СПГ», «Балтийский СПГ», проект в Выборге, «Владивосток СПГ», проект «Роснефти» на Сахалине, «Печора СПГ», проект в Териберке. Также заявлялся проект группы Nordic Yards в Горской (Санкт-Петербург) и «Роснефти» на побережье Финского залива. Более того, большинство из заявленных проектов на Финском заливе подразумевали и организацию бункеровок судов сжиженным газом в свете введения ограничений по содержанию серы в судовом топливе до 0,1% с 2015 года. Однако их основная окупаемость должна обеспечиваться за счет экспортных поставок СПГ. Более подробно о проектах СПГ-терминалов в России читайте в очередной номере издания «Портовый сервис. Бункерный рынок», которое можно заказать в редакции ИАА «ПортНьюс» >>>>
В любом случае ясно, что азиатский рынок более перспективен для поставок сырья, чем европейский. Вопрос «лишь» в создании соответствующей инфраструктуры и ликвидации «узких мест» по железнодорожным подходам. Именно недостаток пропускной способности Транссиба и Байкало-амурской магистрали, даже с учетом их планируемого расширения, является фактором, ограничивающим возможности доставки грузов в АТР.
Таким образом, даже переориентация российской внешней торговли на Восток имеет свои ограничения и сложности.
Кроме того, если «санкционная война» затянется, реальна перспектива выхода России из Всемирной торговой организации (ВТО), что, скорее всего, в целом негативно отразится на внешней торговле и соответственно, совокупном грузообороте российских морских портов.
Виталий Чернов.