Калининградские тайны
Правительство Калининграда вновь объявило об обретении инвестора для строительства порта, на этот раз – пассажирского. И вновь отказалось его назвать. При этом участники портовой деятельности региона говорят о необходимости строительства глубоководного грузового порта, а эксперты из «большой» России – о бессмысленности такой идеи.
Таинственный инвестор
Под проект создания пассажирского и яхтенного порта в Пионерском городском округе Калининградской области найден инвестор, сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе министерства развития инфраструктуры Калининградской области. Название инвестора при этом не уточняется, однако соответствующее соглашение с ним планируется заключить в сентябре 2014 года в ходе форума в Сочи. По неподтвержденным данным из прессы, речь может идти о компании MSC Cruises, которая гарантирует пассажиропоток в 75 тыс. человек в сезон с перспективой выхода на показатель в 400 тыс. пассажиров.
Напомним, как сообщалось ранее, в Пионерском планировалось построить круизный терминал к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Его стоимость осенью 2013 года оценивалась в 5 млрд руб., при этом проект планировалось реализовать за счет федеральных средств. Предполагалось, что терминал будет иметь 1-2 причала, способных принимать круизные лайнеры максимальных размеров. «Мы пришли к выводу, что строить терминал, который не будет способен принимать самые современные лайнеры соответствующих размеров, не имеет смысла», - прокомментировал тогда заместитель министра инфраструктуры Калининградской области Алексей Клюнеев журналистам. Правда, что будет с этим терминалом после Чемпионата, не совсем ясно. Сам Клюнеев отмечал, что этот проект бизнесу не интересен.
Позже, в 2014 году была предложена схема строительства нового портового глубоководного комплекса, предусматривавшая два этапа. Первый этап предполагал возведение международного пассажирского терминала с яхтенной мариной в Пионерском. Заявлялось о целесообразности строительства причалов для приема круизных и паромных судов с общей пропускной способностью до 1 млн человек в год.
Второй этап предусматривал строительство глубоководного грузового порта в составе контейнерного терминала, терминала наливных грузов, терминала накатных грузов, терминала генеральных грузов в районе посёлке Янтарный.
Между тем, в свете последних геополитических событий еще неизвестно, состоится ли Чемпионат мира 2018 года в России или нет, а если состоится, то сколько зрителей и участников на него приедет. Кого будет обслуживать круизный терминал без подобного крупного события и сможет ли Калининград привлечь достаточное количество круизных туристов сам по себе – вопрос открытый.
Также остается открытым вопрос, на какой грузопоток будут рассчитаны указанные выше грузовые терминалы. Судя по заявлениям калининградских властей, они должны конкурировать с портами Гданьск (Польша) и Клайпеда (Литва) за трансшипмент, однако подобная идея неоднократно подвергалась критике со стороны экспертов, о чем мы более подробно писали ранее >>>> .
Правительство России еще в 2012 году признало нецелесообразным строительство глубоководного контейнерного хаба в Калининградской области, перенаправив средства на строительство объектов федеральной инфраструктуры для проекта аванпорта Бронка в Санкт-Петербурге.
Напомним, год назад представители правительства области уже заявляли, что нашли инвестора на строительство нового порта в Калининграде, тогда, правда, речь шла о глубоководном грузовом терминале. В качестве возможной площадки под его размещение рассматривались те же площадки - Янтарный и Пионерский. Объем инвестиций оценивался в 36,6 млрд руб., проект должен был осуществляться на принципах государственно-частного партнерства. Позже в местной прессе прошла информация, что инвестором проекта может стать ОАО «Газпром», а вероятным грузом – сжиженный природный газ. Однако в итоге эта история «затухла» и закончилась ничем.
Виталий Чернов.