• Home
  • Relevant Topics
  • Война войной, контейнеры – по расписанию
  • 20 октября 2014

    Война войной, контейнеры – по расписанию

    «Санкционная война» отразились на контейнерном рынке Северо-Запада России, приведя к незначительному спаду контейнерооборота. При этом в Южном и Дальневосточном бассейнах наблюдается рост. Впрочем, эксперты пока не видят в ситуации ничего драматического.

    Балтика подвела

    По данным, предоставленным ИАА «ПортНьюс» ЗАО «Морцентр ТЭК», объем перевалки контейнеров в морских портах России по итогам января-сентября 2014 года вырос на 0,4% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года – до 3,99 млн TEUs. При этом в Балтийском бассейне контейнерооборот снизился на 1,2% - до 2,14 млн TEUs, в Азово-Черноморском регионе возрос на 0,7% - до 566,58 тыс. TEUs, в Дальневосточном бассейне вырос на 4,5% - до 1,19 млн TEUs.

    Если говорить о Балтийском бассейне, то здесь «минус» дал Большой порт Санкт-Петербург, снизивший контейнерооборот на 4,7% - до 1 млн 796 тыс. TEUs. В порту Калининград он вырос на 8,8% - до 261,72 тыс. TEUs, в Усть-Луге в 2 раза – до 80,93 тыс. TEUs.


    Рост в Калининграде можно объяснить тем, что «Балтийская стивидорная компания» (входит в группу НМТП) проводит расширение пропускной способности в рамках реализации инвестиционного проекта «Строительство контейнерного терминала пропускной способностью 400 тыс. TEUs в год», что позволяет удовлетворять имеющийся спрос на контейнерные перевозки для эксклава. Рост в Усть-Луге можно объяснить низкой базой и активным привлечением на новые мощности перевозчиков на фоне высокой загруженности Большого порта Санкт-Петербург.

    Что же касается самого Санкт-Петербурга, то здесь, по данным опрошенных ИАА «ПортНьюс» участников рынка, основной «минус» пришелся на август и сентябрь – период введения продовольственных «антисанкций». Впрочем, по данным статистики, крупнейшие петербургские терминалы, работающие с контейнерами, показывали отрицательную динамику и по итогам I полугодия, поэтому «списать» все на одну лишь «санкционную войну» не получается. Возможно, на ситуацию оказали влияние фундаментальные факторы - общее снижение потребления на фоне ухудшения макроэкономической ситуации.

    Второе по значимости Дальневосточное направление, как уже было сказано, демонстрирует заметный прирост, что можно объяснить как усилением логистических возможностей, так и общим трендом на рост товарооборота со странами азиатско-тихоокеанского региона.

    Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть во многом от политических решений. Если «антисанкции» продлятся на длительное время, то, возможно, с одной стороны произойдет частичное импортозамещение (что отрицательно скажется на контейнерообороте контейнерных терминалов), а с другой – наладится грузопоток со стороны альтернативных поставщиков, например из Латинской Америки (что, напротив, поддержит стивидорный бизнес).  

    Впрочем, пока каких-то драматических изменений на этом рынке не происходит. Так, по словам генерального директора ЗАО «Морцентр ТЭК» Александра Шиманского, если считать объем перевалки контейнерных грузов в тоннах, то в целом по портам РФ наблюдается рост в 6%. Значительного падения грузооборота контейнеров в морских портах не фиксируется, сказал Александр Шиманский.

    Отметим, что у иностранных портов Балтики динамика не сильно отличается от российской, что не позволяет делать выводы о каком-то выпадении российского стивидорного сегмента из общих трендов. Так, контейнерооборот порта Рига вырос на 1,7% - до 287 тыс. 933 TEUs, а порта Хамина-Котка, напротив, сократился на 9,8% - до 431,51 тыс. TEUs.

    Заметим, что в следующем году Санкт-Петербург прирастет новыми контейнерными мощностями за счет аванпорта Бронка, запуск которого запланирован на сентябрь 2015 года. Пропускная способность I очереди многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» позволит обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц Ro-Ro грузов. Запуск аванпорта, как рассчитывают инвесторы, позволит перенаправить в Россию часть контейнерного потока, который в настоящее время идет через порты стран Евросоюза.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен