• Home
  • Relevant Topics
  • Водный транспорт – элемент защиты городской экологии
  • 23 октября 2014

    Водный транспорт – элемент защиты городской экологии

    Вопрос о влиянии морского порта на экологию крупного мегаполиса принял дискуссионный характер. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) подвергла аргументированной критике позицию Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга о негативном влиянии порта на городскую среду.


    При рассмотрении вопроса по ухудшению состояния атмосферного воздуха на территории Санкт-Петербурга и влиянии различных видов транспорта необходимо обратить внимание на  несколько показателей, считают эксперты АСОП.

    Во-первых, процентное соотношение каждого вкладчика в валовый выброс загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу города, представленное Комитетом по природопользованию, не равнозначно (см. Таблицу 1). Так валовое загрязнение воздуха выбросами от промышленности и автотранспорта достигает в Санкт-Петербурге 95 %. Поэтому информация Комитета по природопользованию о значительном влиянии выбросов судов на состояние воздуха в Санкт-Петербурге не представляется объективной.

    Таблица 1.

    Источники загрязнения атмосферы

    Валовое загрязнение, тыс. тонн/год

    Валовое загрязнение,
     %

    Промышленность

    134

    63

    Автотранспорт

    67

    32

    Судоходный транспорт

    9

    4

    Железнодорожный транспорт

    3

    1

    Кроме того, специалисты АСОП обращают внимание на статистическую информацию, размещенную от 06.06.2014г на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (см. Таблицу 2 и Таблицу 3). Согласно этим данным, в городе эффективность работы очистных сооружений в течение 3 лет снизилась почти на 5% .

    Таблица 2.

    Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения, их очистка и утилизация за 2011-2013гг.

    Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения, их очистка и утилизация, тыс. тонн

    2011

    2012

    2013

    Объем (выделяющихся) загрязняющих веществ от технологических линий, станочного оборудования и пр.

    192

    183

    177,7

    Выброшено в атмосферу

    69,2

    68,9

    71,7

    Уловлено и обезврежено

    122,8

    114,2

    105,4

    Уловлено и обезврежено в %

    64,0

    62,4

    59,3

     

    Таблица 3.

    Грузооборот различных видов транспорта за 2011 год

    Вид транспорта

    Грузооборот, млн. т-км

    Всего

    53574

    Железнодорожный

    -*

    Автомобильный

    1742

    Морской

    10391

    Внутренний водный

    794

    Воздушный

    19

    Трубопроводный

    40628

    *- Данные по грузообороту приведены без железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» не распределяет объемы грузооборота по субъектам РФ.

    Далее АСОП предлагает рассмотреть рациональность некоторых предложений по сокращению судозаходов в Большой порт Санкт-Петербург и выводу стоянок судов за черту города.  Используя официальные данные компании «Петростат» (документ «О грузообороте») и Комитета по природопользованию (документ «О валовом загрязнении») составлена сравнительная таблица влияния автомобильного и судоходного транспорта с точки зрения ожидаемого экологического эффекта (см. Таблицу 4).

    Таблица 4.

    Сравнительные характеристики

    Вид транспорта

    Автотранспорт

    Судоходный (морской и внутренний водный) транспорт

    Валовое загрязнение, тыс. тонн/год

    67

    9

    Грузооборот, млн. т-км

    1742

    11 185

    Количество выбросов,
     кг/ тыс. т-км

    38,5

    0,8

    Таким образом, уверены в АСОП, сокращение судозаходов не приведет к значительному уменьшению валовых выбросов в городе, так как полное отсутствие судоходства по данным Комитета по природопользованию уменьшит валовый выброс загрязняющих веществ не более чем на 4 %. При этом, перевозка автотранспортом на более дальние расстояния от удаленного за черту города порта неизбежно приведет к увеличению выбросов от автотранспорта, а западные и юго-западные ветра, характерные для Санкт-Петербурга, обеспечат их возврат в город.


    Также нельзя не отметить, мероприятия, проводимые в судоходной отросли, по снижению негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ. К ним относятся закупка современных сортов топлива, нормирование потребления горюче-смазочных материалов (ГСМ), ответственный судовой техменеджмент с упором на своевременное техническое обслуживание,  межсезонный отстой судов с подключением к береговому электропитанию, проектирование и строительство судов с учетом передовых достижений в мировой практике. Особое внимание уделяется внедрению технологий, которые обеспечивают высокие стандарты экологичности проектируемых и строящихся судов, экономичность двигателей и возможность использования различных видов топлива, современных способов и систем очистки выхлопных газов. С 1 января 2015 года в Балтийском море допустимо использование судового топлива с содержанием серы не более 0,1%.

    «Учитывая грузооборот судоходного транспорта, проведение мероприятий с целью минимизации воздействия на окружающую среду в данной отросли, а также водные географические особенности территории, в Санкт-Петербурге следует активно развивать использование водных видов транспорта», - прокомментировал ИАА «ПортНьюс» представитель АСОП.


    Выводы Комитета по природопользованию о прямом влиянии деятельности порта на превышенное содержание диоксида азота в  атмосферном воздухе близлежащей жилой застройки, противоречат приведенной выше статистики самого Комитета по природопользованию, отмечают эксперты АСОП. Согласно сведениям Государственного учреждения «Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» (ГУ «Санкт-Петербургский ЦГМС-Р») содержание диоксида азота в атмосферном воздухе в районе расположения порта составляло 0,65 ПДК (предельно-допустимая концентрация), без учета вклада порта.  Опираясь на статистику Комитета по природопользованию, влияние всего судоходного транспорта (4%) могло повысить уровень содержания диоксида азота в атмосферном воздухе до 0,68 ПДК, что не превышает норму.

    Результаты контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны порта, проводимого с привлечением аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», полностью опровергают информацию о зоне превышения диоксида азота в районе расположения порта, так как концентрация по данному веществу ни разу не превышала  0,32 ПДК.

    Софья Винарова.

    Фото Александр Чиженок.

    Ссылка по теме:

    Порт вблизи центра города негативно воздействует на 100 тыс. жителей - администрация Санкт-Петербурга >>>>

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен