Югу придадут скорости
Берег левый, берег правый
Российские власти бьются над проблемой обеспечения Крыма и юга России скоростным пассажирским сообщением. С этой целью предлагается создание новой структуры по аналогии с Единой транспортной дирекцией, однако рентабельность всего проекта вызывает сомнения.
В условиях оторванности Крыма от России из-за его полуостровного положения и невозможности организации полноценного сообщения через Украину, возникает проблема обеспечения пассажирского сообщения с Россией водным транспортом. Известно, что Керченская переправа плохо справляется со всей имеющейся нагрузкой, поэтому напрашивается решение по организации скоростных пассажирских линий между портами Крыма, Севастополя, Краснодарского края и Республики Адыгея.
По расчетам министерства транспорта России, всего для этих целей потребуется 14 судов типа «Комета-120М» или аналогичных, в том числе четыре судна на линию Сочи-Новороссийск-Ялта-Севастополь, три суда на линию Сочи-Туапсе-Геленджик-Анапа, по два судна на линии Сочи-Туапсе-Новороссийск и Анапа-Керчь-Феодосия-Ялта и три судна на линию Ейск-Темрюк-Керчь-Ялта-Севастополь.
Помимо строительства флота, необходима и подготовка инфраструктуры для работы планируемых линий. Так, в порту Феодосия предлагается реконструировать объекты портовой инфраструктуры, завершить строительство причала №2, что позволит увеличить пассажирооборот в порту до 200 тыс. чел. Однако незащищенность порта от волн и ветра требует также строительства дорогостоящих волнозащитных сооружений на больших глубинах, в противном случае обеспечить регулярность пассажирских перевозок здесь будет практически невозможно.
В порту Евпатория предлагается провести реконструкцию инфраструктуры для приема пассажирских судов и увеличения пассажиропотока до 200 тыс. человек в год. Подобные мероприятия предлагаются к реализации также в порту Ялта (до 200 тыс. человек в год).
В порту Севастополь также предполагается реконструкция, которая обеспечит, в том числе, внутригородское сообщение с увеличением пассажирооборота до 600 тыс. чел. в год).
Вместе с тем возникает вопрос, кто будет выступать заказчиком строительства указанного флота, поскольку в настоящее время в Крыму отсутствуют крупные судоходные компании, специализирующиеся на пассажирских перевозках. Поэтому придется либо привлекать частные инвестиции для его приобретения, либо делать это за счет бюджета, что в нынешних экономических условиях представляется малореальным, если, конечно, не будет принято принципиальное политическое решение на этот счет. В настоящее время для эксплуатации пассажирских судов и их технического обслуживания выдвигается идея создания структуры, подобной Единой транспортной дирекции, которая отвечает за работу Керченской переправы.
Однако для частных инвесторов проект организации скоростных пассажирских линий может оказаться нерентабельным из-за высоких издержек, проблем с международным статусом Крыма и соответственно, привлечением заемных средств.
Более того, после завершения строительства моста через Керченский пролив актуальность наличия указанных пассажирских линий может оказаться под вопросом, а следовательно вложенные средства не успеют окупиться.
Виталий Чернов.