• Home
  • Relevant Topics
  • Обзор состояния рынка фрахта балкерных судов
  • 24 ноября 2014

    Обзор состояния рынка фрахта балкерных судов


    Процесс уплотнения тоннажа на трансокеанском направлении стабилизировал фрахтовые ставки на Panamax\Supramax, вывозящие минеральные удобрения и уголь из портов Санкт-Петербург, Усть-Луга и Высоцк.

    Российские компании, занимающиеся продажей судовых партий навалочных грузов на условиях CIF/CFR, регулярно выходят на свободный фрахтовый рынок через свои специализированные департаменты, либо имеют договорные отношения с «эксклюзивными» брокерскими фирмами.

    Учитывая сегментацию грузопотоков, портовых мощностей и зон активной коммерческой деятельности сырьевых трейдеров, можно выделить три географических зоны выхода грузовладельцев на «спотовый» фрахтовый рынок. Среди которых: Атлантическое направление: Балтийское море, Континент и порт Мурманск; Черное и Средиземное Моря;  Азиатско-Тихоокеанский  Фрахтовый рынок.

    Фрахтовые ставки на Атлантическом направлении, в период активных продаж зерна из портов Мексиканского залива, отправляемого на судах типоразмеров Panamax и Supramax в трансокеанском направлении на порты Южного Китая, напрямую зависят от предложенного количества груза и наличия свободного тоннажа под перевозку. Привлекательная ставка: $45 за тонну на направлении Новый Орлеан-Циндао, на базисе судовой партии 60 тыс. метрических тонн, стянула к зерновым портам залива большое количество судов типоразмеров Panamax\Supramax, контролируемых китайскими и греческими судовладельцами. Это вызвало  определенную нехватку судов вышеназванных размерных групп под грузы фрахтователей из портов регионов Северной Атлантики, Балтийского Моря и «Континента».  Этот процесс уплотнения тоннажа на трансокеанском направлении стабилизировал фрахтовые ставки на Panamax\Supramax, вывозящие минеральные удобрения и уголь из портов Санкт-Петербург, Усть-Луга и Высоцк.

    Так, недавно фрахтовая ставка на транспортировку 25 тыс. тонн калийных удобрений на маршруте короткого плеча из Санкт-Петербурга в порты Росарио и Сантос  котировалась на уровне $25 за тонну.
     
    Угольный маршрут  на направлении Высоцк\Мерикарвия был оценен в $5 за тонну при перевозке судовой партии в 60 тыс. тонн.
     
    Суда Panamax с углем, следующие из порта Мурманск в Великобританию,  котируются по $7-9 за тонну.
     
    Эти примеры отображают текущую стабилизацию фрахтовых ставок в регионе, в тоннажных группах Panamax\Supramax и их дальнейшую корреляцию с Балтийским сухогрузным фрахтовым индексом (Baltic Dry Index).
    В течение полугода суда типоразмера Handysize оживленно транспортируют судовые партии лома черных металлов  из порта Санкт-Петербург в порты ARA и Испанские порты. На прошедшей неделе ставка на маршруте Петербург-Барселона на перевозку 15 тыс. тонн материала при заключении чартера, была зафиксирована на уровне $25 за тонну.

    Судовладельцы,  контролирующие сухогрузный флот типоразмера Panamax\Supramax в регионе это:  польская POLSTEAM; финская ECL Shipping Ltd; хорватская Atlantska Plovidba; греческие Star Bulk, Diana Shipping; германская Vega Reederei, а также на рынке предложен тоннаж азиатских судовладельцев: SINCERE NAVIGATION CORPORATION, Cosco Bulk, GENCO Shipping и многих других.

    На зерновом маршруте порты Черного Моря\азиатские порты для типоразмера Supramax ставки котировались в среднем стабильно на уровне $13 за тонну. Предложение тоннажа избыточно, а грузопотоки стабильны, что не дает взмыть ставкам вверх.  Транспортировка партии в 50 тыс. тонн чугуна из Новороссийска в Новый Орлеан стоит $19-21 за тонну. Перевозка 15 тыс. тонн стального проката из Новороссийска в Бургос обойдется в $10 за тонну. Ставка на маршруте Новороссийск -порты Северной Африки для типоразмера Handysize (основная тоннажная группа, задействованная в перевозках по данному маршруту) стабилизировалась на уровне $13-$14 за тонну.
    Некоторое оживление на рынок могли бы привнести увеличившиеся импортные отгрузки в порты Пакистана, но квотирование зернового импорта затормозит спрос на тоннаж.  Отражая повышенный спрос со стороны пакистанских импортеров, перевозка партии в  50 тыс. тонн зерна легких сортов из российских черноморских портов в порт Карачи стоит премиальные $26-$27 за тонну. В краткосрочной перспективе возможны некоторые подвижки сухогрузного тоннажа группы Panamax из региона на премиальные спотовые рынки Южной Африки (ставки подогревают увеличивающийся экспорт угля и железной руды) и испытывающий дефицит доступного тоннажа, даже несмотря на стагнирующие грузопотоки, спотовый рынок Восточного побережья Южной Америки, показывающий рост ставок.  Удаление излишков свободного тоннажа оздоровит ситуацию и не даст рухнуть ставкам. Судовые партии лома черных металлов следуют из портов ARA, портов Восточного Побережья США в порты Турции и Египта, в целом своей перевозочной стоимостью отражая растущий Baltic Dry Index и занимая определенное количество судов типоразмера Supramax.

    Балкеры типоразмеров Supra\Handy, работающие в регионе, контролируются множеством европейских и азиатских судовладельцев, самые именитые из которых: Sanko Line, CMB Antwerp, Vulcanus Technical Maritime Enterprises, Shelton Navigation, Hind Maritime Enterprise Athens и другие.

    На формирование текущих фрахтовых ставок на сухогрузный тоннаж Supra\Panamax  (типоразмеры судов, обслуживающих основной экспортный объем Дальневосточных портов РФ) в Тихоокеанском регионе влияют факторы, имеющие тенденциозный характер. Фрахтователи и судовладельцы пристально следят за стоковыми запасами угля и железной руды в КНР, Южной Корее и Японии, величина которых оказывает прямое влияние на спотовые ставки групп Panamax\Capesize и в последующем формируют текущую ставку на сухогрузный тоннаж меньших размеров.

    По состоянию на начало ноября 2014 года текущие запасы железной руды, сконцентрированные в 33 крупнейших стоковых центрах КНР, увеличились на 1,44%, отражая слабеющий спрос на импортную руду, вследствие общего замедления экономики Поднебесной. Ставки на Panamax, занятые в перевозках руды из Индии и угля из портов Восточный и Ванино начали стагнировать, дисбалансируя растущий Глобальный фрахтовый индекс. Ослабление ставок на «Алюминиевом» маршруте из портов западной Австралии в порты северного Китая, заставили владельцев судов Handysize направить тоннаж в другие регионы, что в краткосрочной перспективе внесет значительный дисбаланс предложения свободного тоннажа группы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Часть судов, по мнению фрахтовых аналитиков, может направиться в поисках фиксовки на довольно плотный Северотихоокеанский рынок что, вероятно, ослабит спотовую ставку на тоннаж группы Handysize.

    Суда Supramax, транспортирующие уголь из Дальневосточных портов в КНР, Южную Корею, Японию зарабатывали $8000-$8500 в сутки в тайм-чартерном эквиваленте. Суда Panamax, задействованные в перевозках угля на «коротком плече» Восточный, Ванино, порты КНР, Японии и Южной Кореи фиксуютя по $9-10 за тонну.

    Также на рынке на основе долгосрочных тайм-чартерных контрактов работают два балкера типоразмера Capesize Glory Energy и  новострой KSL San Fracisco, транспортирующие уголь из порта Ванино в южнокорейский порт Танджин и китайский Циндао. Точная информация об арендной ставке не раскрывается, но учитывая актуальные рыночные флуктуации, тайм-чартерный доход  может варьироваться в диапазонах $10000-$20000 в сутки.

    Если говорить об экспорте лома черных металлов, то на прошлой неделе транспортировка  15000 тонн материала из порта Владивосток в южнокорейский Инчхон, оценивалась $18-$19 за тонну.

    Крупнейшие суда Panamax\Capesize, работающие в регионе на момент написания статьи, контролировались следующими судовладельцами: сингапурской Ims Transworld; малазийской Malaysian Bulk Carrier; японской Daiichi Chuo Marine; греческим менеджером  Safety Management Overseas и другими.

    Артем Галкин, специально для ИАА «ПортНьюс».

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен