Борис Новосельцев: “При новых стандартах обучение по совмещенной профессии станет возможным”
Министерство транспорта определилось с выбором, какой должна быть система подготовки кадров для отечественных судоходных компаний. До недавнего времени действовали образовательные стандарты 2002 года, позволявшие выпускникам речного училища получать совмещенную квалификацию техника-судоводителя. В нынешнем году в силу вступило новое положение о дипломировании, согласно которому подготовка речных кадров проводится только по одной специальности: либо техник, либо судоводитель. Против новых правил выступили крупные российские судоходные компании. Около двух месяцев назад представители отрасли направили в Минтранс письмо с просьбой восстановить образовательные стандарты 2002 года или дать отсрочку новому постановлению. В письме отмечалось, что “проекты судов речного флота последних лет рассчитаны на сокращенные экипажи с учетом совмещения профессий как командного, так и рядового составов”. О том, какой ответ ожидает судовладельцев, и какими будут новые образовательные стандарты корреспонденту ИАА “ПортНьюс” рассказывает директор департамента управления кадрами и сопровождения специальных программ Министерства транспорта РФ Борис Новосельцев.
- Борис Федотович, когда будет принято решение по запросу судоходных компаний с просьбой вернуться к образовательным стандартам 2002 года? И каким будет это решение?
- Должен сразу сказать, что сохранение образовательных стандартов, которые были приняты в 2002 году, невозможно. Какой-либо отсрочки тоже не будет. Мы должны понимать, что, обучая судоводителя для работы на внутреннем водном транспорте, мы не можем готовить специалистов по двум специальностям в рамках одной. Если, например, мы готовим судоводителя, то он физически не может получить все необходимые знания в области эксплуатации транспортных энергетических установок. Для этого ему нужно будет к нынешнему сроку образования – это 5 – 5,5 лет – прибавить еще 2 года и 10 месяцев, поскольку той подготовки, которая ведется сегодня, явно недостаточно. Однако, учитывая, что при совмещении профессий выполняется только часть функций механика, мы предусматриваем возможность подготовки судоводителя с правом эксплуатации судовых энергетических установок.
- Вы уже дали этот ответ судоходным компаниям?
- Официальный ответ судоходным компаниям мы дадим в ближайшее время, когда получим ответ со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации. Однако наша позиция известна, и Федеральное агентство морского и речного транспорта ее неоднократно озвучивало: до выхода новых стандартов, система образования останется в прежнем виде.
- Когда ожидать новых стандартов образования, и какие нормы будут заложены в них?
- Как раз сейчас идет разработка стандартов нового поколения. Министерство образования и науки Российской Федерации предлагает общие подходы, а наша задача заключается в том, чтобы эти стандарты соответствовали именно требованиям морского образования. У Министерства транспорта Российской Федерации своя специфика. Оно исходит из того, чтобы прежде всего была плавательная практика, чтобы у речников было большее количество практических навыков и умений.
Я надеюсь, что те стандарты, которые мы сейчас разрабатываем, будут введены к 2008 году. В них будут учтены новые методики Минтранса для повышения стандартов образования. В частности, предлагается 10 месяцев дополнительного обучения. По нашей оценке с учетом дополнительного времени в дальнейшем возможно будет обучение по совмещенной профессии. Думаю, судовладельцы поддержат этот вариант. Кроме того, замена дополнительного профессионального образования, которая сейчас лежит на плечах работодателя, будет обеспечена государством. Единственное, при этом будет удлинен срок обучения. Однако, полагаю, что к судовладельцам это уже относится опосредованно.
- Есть ли перспективы создания корпоративных учебных заведений?
- Сегодня речных специалистов готовят прежде всего ВУЗы Росморречфлота. Практики частных учебных заведений именно в сфере морского и речного образования у нас сейчас практически нет. Пожалуй, единственный пример – центр подготовки судовых специалистов на Дальнем Востоке. Эта практика более распространена в сфере гуманитарного образования, где материальная база не столь важна и не столь дорогостояща. Подготовка одного судоводителя стоит порядка 200 тыс. рублей в год. А подготовка, например, гуманитарного специалиста оценивается до 50 тыс. рублей. Разница на порядок, поэтому в наших отраслях система частных учебных заведений не развита.
- Какова позиция Минтранса по введению многоступенчатого образования в речных ВУЗах?
- Сейчас идет активная дискуссия по Болонскому процессу, то есть по введению двухступенчатой системы образования. Мнения разделились, да и единого быть не может. Но если говорить о подготовке специалистов на внутреннем водном транспорте, то здесь мы сторонники многоступенчатой системы подготовки. Главное, чтобы была непрерывность образования.
Наш контингент – это в основном династии, то есть потомственные речники. Система непрерывной подготовки позволяет юношам получать: рабочую специальность, после двух лет - матроса, после 4,5 лет можно стать бакалавром. А при необходимости, если он поставит задачу, стать, например, директором судоходной компании, то уровень подготовки можно расширить до высшей ступени. По нашим оценкам, последняя категория требуется не более чем 10% учащихся. Основной процент – это все-таки среднее специальное образование.
- Каков объем финансирования учебных заведений?
- С 2005 по 2010 год мы увеличим объем финансирования с 1,5 млрд. рублей до 3,5 млрд. рублей. Эти средства пойдут и на повышение заработной платы преподавателей и на обновление основных фондов. Кроме того, мы будем рекомендовать судоходным компаниям и государственному сектору участвовать в подготовке специалистов в части поддержки учебных заведений. Прежде всего, это будет касаться плавательной практики. Мы также планируем создавать специальные попечительские советы, которые бы занимались сбором средств для улучшения условий проживания учащихся.
Чаусова Лариса.