Сергей Франк: Совкомфлот прорабатывает со «Звездой» возможность строительства танкеров класса «Афрамакс» в Приморье
Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк во время рабочей поездки во Владивосток рассказал в эксклюзивном интервью ИАА «ПортНьюс» о своих прогнозах на развитие танкерного рынка в 2016 году и судостроительной программе Совкомфлота.
— Чего вы ожидаете от рынка танкерных перевозок в 2016 году?
— С 2009 года рынок танкерных перевозок находился в состоянии глубокого спада. Тенденция к росту фрахтовых ставок наметилась к концу 2014 года. В 2015 году спотовые ставки в сегменте нефтеналивных танкеров выросли на 50-100% в зависимости от типоразмера судов, а в нефтепродуктовом сегменте – на 70%. Улучшение конъюнктуры рынка было обусловлено, прежде всего, выравниванием баланса спроса и предложения из-за замедления темпов пополнения мирового танкерного флота на фоне падения цен на сырую нефть, активизации мировой торговли углеводородами, а также снижения стоимости бункерного топлива.
Сбалансированная фрахтовая политика Совкомфлота, хорошая работа нашей аналитической и коммерческой команды позволили нам в полной мере воспользоваться улучшением конъюнктуры на спотовом рынке. Вместе с тем, мы последовательно реализовали свою стратегию, направленную на расширение участия в долгосрочных проектах по транспортировке СПГ и обслуживанию шельфовой нефтегазодобычи. В результате группа СКФ завершила 2015 год с чистой прибылью в размере 354 млн. долларов США. Отчетный период стал для нашей компании лучшим с 2008 года, который считается одним из наиболее успешных за всю историю танкерных перевозок.
Мы с осторожным оптимизмом смотрим на 2016 год. Предварительные итоги работы флота СКФ в первом квартале свидетельствуют о том, что компания сохраняет темп 2015 года. Вполне вероятно, что на рынке будет больше волатильности, но, в целом, мы исходим из того, что благоприятное для судовладельцев соотношение спроса и предложения в танкерном сегменте сохранит фрахтовые ставки на хорошем уровне.
— Планирует ли Совкомфлот вносить изменения в свою нынешнюю судостроительную программу и более активно размещать заказы на отечественных верфях?
— Совкомфлот исторически был и остается одним из крупнейших заказчиков гражданского судостроения в России. За последние годы на предприятиях отечественного судостроительного комплекса по заказу Совкомфлота было построено 20 судов общей стоимостью около 1,3 млрд долларов США. Особо хотелось бы подчеркнуть, что это было сделано исключительно на коммерческих условиях. Мы много лет успешно сотрудничаем с судостроительными предприятиями Северо-Запада страны – такими, как входящие в ОСК «Адмиралтейские верфи» и Выборгский судостроительный завод, а также завод «Пелла». Мы уверены, что российское судостроение способно создавать суда должного качества. К примеру, в нашей стране накоплена хорошая экспертиза строительства судов ледокольных классов, в том числе судов снабжения добывающих платформ.
Совкомфлот - это индустриальный судовладелец, который заказывает флот не по спекулятивным соображениям, а под конкретные проекты. Поэтому мы абсолютно точно знаем, когда и какие типы судов нам понадобятся в ближайшей перспективе. На текущий момент наша судостроительная программа включает в себя 8 судов общим дедвейтом около 234 тыс. тонн. Строительство пяти из них должно быть завершено в этом году, еще трех – в следующем. В их числе ледокольные суда снабжения для обеспечения платформ на шельфе Сахалина, арктические челночные танкеры для Новопортовского месторождения и ледокольный танкер-газовоз СПГ для проекта «Ямал-СПГ».
Технический облик судна, его размеры и другие характеристики, как правило, зависят от требований клиента, то есть спецификация многих судов определяется особенностями конкретных проектов. Чаще всего, это суда с особыми характеристиками, способные работать в сложных климатических условиях.
Действующие в нашей компании процедуры делают невозможным заказ судов на зарубежных верфях без предварительной проработки вопроса с предприятиями судостроительного комплекса России, предложениям которых при прочих равных условиях отдается предпочтение. Более того, наш инженерный центр на регулярной основе отслеживает наличие свободных слотов на российских верфях.
- Какое место в судостроительных планах ПАО «СКФ» занимает строящаяся судоверфь «Звезда» в Приморском крае?
С 2010 года Совкомфлот отрабатывает различные механизмы взаимодействия со строящимся в Приморье предприятием. Сейчас специалисты «Звезды» завершают формирование продуктовой линейки на перспективу. Мы со своей стороны заявили о потребности в строительстве двух типов судов. Во-первых, это универсальное судно-снабженец ледового класса для нефтегазовых проектов Сахалина и аналогичные суда для Арктики. Во-вторых, это новое поколение танкеров типоразмера «Афрамакс», позволяющее широко использовать энергосберегающие технологии в процессе эксплуатации. Совкомфлот является крупнейшим в мире оператором судов такого типа. «Афрамакс» – танкер, наиболее востребованный российской внешней торговлей углеводородами. Кроме того, это наиболее подходящий типоразмер для многих российских терминалов – в Приморске, Усть-Луге, Новороссийске, КТК, Козьмино, на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Несколько дней назад мы провели со специалистами «Звезды» производственное совещание, в ходе которого получили информацию о том, что поставка первого судна для Совкомфлота возможна в конце 2019 - начале 2020 гг.
Развитие судостроительного потенциала Приморья будет способствовать увеличению конкуренции в секторе судостроения и созданию дополнительных возможностей для судовладельцев. На этой базе возможно создание центра компетенции, в том числе с учетом имеющихся у нас наработок и программ, который будет работать как в интересах Совкомфлота, так и других российских судовладельцев и нефтегазовых компаний.
Беседовал Евгений Панкратьев
Фото: Маргарита Кузнецова