Юрий Ладыгин: «Таможенники региона готовы обрабатывать на порядок большее количество транзитных грузов»
В последнее время многое говорится о транзитном потенциале Дальнего Востока. На вопросы ИАА «ПортНьюс» о том, какие сложности стоят на этом пути и что уже сделано, ответил начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин.
- Юрий Михайлович, в чем суть предложений ДВТУ по упрощению процедур пересечения границы для товаров, которые проходят по международным транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2»?
- В марте 2016 года Дальневосточным таможенным управлением (ДВТУ) были подготовлены и направлены в адрес ФТС России предложения по оптимизации таможенных операций, связанных с перевозкой транзитных товаров (в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (ТПТТ) по международным транспортным коридорам (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2».
В соответствии со статьей 215 Таможенного кодекса Таможенного союза, данные предложения распространяются на перевозки любых иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия.
Суть данных предложений состоит в упрощении и совершенствовании таможенных операций, связанных с декларированием, выпуском и завершением ТПТТ товаров. Кроме того, готовятся предложения по доработке программных средств в целях расширения практики декларирования ТПТТ в электронной форме.
Таможенные платежи, равно как и сборы за таможенные операции, при декларировании ТПТТ не взимаются.
- Какова пропускная способность пунктов пропуска на маршрутах МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»?
-Проектная пропускная способность пунктов пропуска (в сутки): МАПП Краскино: 48 грузовых транспортных средств, 40 автобусов; МАПП Пограничный: 100 грузовых транспортных средств, 44 автобуса; ЖДПП Пограничный: 32 грузовых состава, 4 пассажирских поезда; ЖДПП Махалино: 20 грузовых составов; МПП Восточный: 24 судна; МПП Владивосток: 25 судов; МПП Зарубино: 4 судна; МПП Посьет / Славянка: 1 / 5 судов, соответственно.
- Сколько товаров перемещено через данные пункты пропуска в рамках проекта МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»? Какие прогнозы делает ДВТУ на счет объемов грузооборота на данных направлениях после завершения всех необходимых работ по организации МТК?
- По МТК «Приморье-1» в 2015 году перевезено 143 партии товаров общим весом 835,5 тонны брутто. За первые три месяца 2016 года перевезено 2 партии товаров общим весом 50,5 тонны брутто.
По МТК «Приморье-2» в 2015 году перевезена 301 партия товаров общим весом 3863,7 тонны брутто. С начала 2016 года перевезено 97 партий товаров общим весом 1380 тонн брутто.
В грузоперевозках товаров в 2015-2016 гг. по МТК «Приморье-1» использовался преимущественно железнодорожный транспорт, а по МТК «Приморье-2» - автомобильный.
В целом вектор ориентированности транспортных компаний и представителей бизнес-сообществ, специализирующихся на оказании экспедиторских услуг, демонстрирует заинтересованность в полноценном функционировании и развитии грузоперевозок по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».
Вместе с тем, увеличение пропускной способности данных МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», а также их привлекательность и конкурентоспособность на международном рынке транспортных услуг напрямую зависит от деловой активности заинтересованных лиц, состояния инфраструктуры транспортных магистралей, морских портов и пунктов пропуска, модернизации портовых мощностей, размера портовых сборов и тарифов за перевозку товаров железнодорожным и автомобильным транспортом.
Считаем, что правовые акты ФТС России, регулирующие отдельные вопросы совершения таможенных операций, а также штатная численность таможенных органов, администрирующих указанные выше пункты пропуска, незначительным образом сказываются на функционировании МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».
ДВТУ неоднократно отмечалась готовность таможенных органов региона обрабатывать на порядок большее количество транзитных грузов без увеличения имеющейся штатной численности в рамках действующего права без ущерба для качества таможенного контроля.
- Какие коммерческие компании действуют на территории пунктов пропуска в направлениях МТК? На каком основании? Насколько их работа благоприятствует идее развития МТК?
- К перечню лиц, действующих на территории пунктов пропуска в направлениях МТК, можно отнести операторов морских терминалов, а также компании, оказывающие транспортно-экспедиторские услуги заинтересованным лицам.
Кроме того, в список таких коммерческих компаний можно включить ОАО «РЖД», а также другие российские и иностранные транспортные компании, осуществляющие перевозки товаров автомобильным и водным транспортом.
В этой связи отмечаем, что статьей 216 Таможенного кодекса Таможенного союза установлены условия помещения товаров под ТПТТ, в число которых не входит обязательное использование в таких перевозках услуг таможенного перевозчика. Таким образом, перевозки товаров в соответствии с ТПТТ может осуществлять любой перевозчик, в том числе не включенный в реестр таможенных перевозчиков.
Подготовил Евгений Панкратьев.