• Home
  • Relevant Topics
  • Татьяна Преснякова: экоуслуги должны быть комплексные
  • 21 мая 2007

    Татьяна Преснякова: экоуслуги должны быть комплексные

    С открытием летней транзитной навигации по Волго-Балтийскому судоходному пути, судооборот порта Санкт-Петербург значительно возрастает. Вместе с этим растет и вероятность аварийного разлива нефтепродуктов на акватории порта. Такие случаи происходят при операциях по перевалке нефтепродуктов на морских терминалах, а так же при бункеровке судов. О том, как осуществляются операции по ликвидации нефтеразливов информационно-аналитическому агентству «ПортНьюс» рассказывает Татьяна Преснякова - директор ООО «Морская экология», входящего в число лидеров рынка природоохранных работ на Северо-Западе России.

     

    - Татьяна Александровна, как с точки зрения охраны экологии организована работа компаний, работающих с опасными грузами в порту Санкт-Петербург? Какова в этом роль экологической компании?

     

    - В первую очередь, любой нефтетерминал, имеющий резервуары для хранения нефтепродуктов, и любая бункеровочная компания должны иметь заранее разработанные объектовые планы ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). Надо отметить, что в порту Санкт-Петербург ни одна компания не может начать работу с нефтепродуктами без наличия такого документа. За этим следит Администрация морского порта. В плане ЛАРН обязательно указывается, какая компания несет аварийно-спасательную готовность на том или ином объекте. Помимо этого существует план ЛАРН всего порта. При выполнении работ по перевалке нефтепродуктов, проведении дноуглубительных работ осуществляется обоновка (ограждение специальными бонами – примечание ИАА «ПортНьюс») потенциально опасного участка, причала или судна.

    Наша компания специализируется на работах по ликвидации нефтеразливов и несении готовности по планам ЛАРН. Мы имеем договор с Санкт-Петербургским филиалом  ФГУП «Росморпорт» на очистку акватории порта от мусора. Среди клиентов «Морской экологии» – ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», ГК «Трансбункер». На этих терминалах в порту Санкт-Петербург организованы постоянные круглосуточные посты и производим постоянную обоновку погрузо-разгрузочных операций. В комплекс услуг, которые мы предоставляем своим клиентам, входит санитарная очистка акватории, прилегающих причалов и даже береговой линии: сбор наплавного мусора нефтяной пленки, которую может принести течение с акватории порта, вывоз собранного замазученного мусора.

     

    - Как производится ликвидация разлива? Какая техника используется при таких операциях? Какие проблемы существуют при проведении таких операций?

     

    - За десятилетний период работы на рынке природоохранных услуг, мы научились преодолевать любые возникающие проблемы. Например, мусор в разливе препятствует его ликвидации, парализует работу любых нефтесборочных устройств. Поэтому мы сначала собираем замазученный мусор – доски, обрывки тросов, полиэтилен и т.д. –  и только после этого в разлив входит судно-нефтесборщик.

    Вторая проблема – загустевший мазут. Мы научились работать и с таким загрязнением, разогревая мазут с помощью высоконапорных горячеструйных установок.

    Мы используем нефтесборщики-бонопостоновщики с пороговым устройством и емкостями 1,5 куб. м. проекта 62-600, оказавшиеся исключительно удачными. Они собирают как легкие, так и загустевшие нефтепродукты с поверхности воды. Собранная нефтеводяная смесь имеет очень маленькое процентное содержание воды, не более 15%. Для быстрой разгрузки нефтепродуктов с судна-нефтесборщика мы используем суда-приемщики с вакуумной установкой, а также вакуумные автоцистерны, работающие с причалов. Мы разработали свою систему быстрого сбора нефтепродуктов и быстрой разгрузки нефтесборщика. Это позволяет справиться с нефтеразливом очень быстро.

    Как правило, мы ликвидируем разлив и его последствия: замываем береговую полосу, борта судна, причал, Для этого мы приобрели моющие машины. У нас есть более 3200 метров боновых заграждений, автотехника, а так же высоконапорные горячеструйные установки. Сейчас мы начинаем строительство новой серии судов-нефтесборщиков, которую мы рассчитываем ввести в эксплуатацию к следующей навигации.

     

    - Если требуется ликвидировать разлив в зимних условиях, какие методы вы применяете?

     

    - Нам приходилось ликвидировать нефтеразливы в зимних условиях. К счастью, небольшие. Например, мы работали при температуре минус 20 градусов, как это было в феврале 2006 года на теплоходе «Латана» в порту Санкт-Петербург. Тогда произошел обрыв шланга и при низкой температуре мазут вылился на борт судна, небольшое количество попало на лед. Мы с этим разливом справились за 12 часов: зачистили борт судна, собрали нефтепродукты со льда. Мы смывали мазут с палубы и с борта танкера на лед при помощи специальной установки с высоким напором и с подогревом воды. А со льда мы убирали топливо при помощи вакуумной машины.

    Последний пример зимнего нефтеразлива, который ликвидировала «Морская экология», произошел 4 января текущего года на одном из причалов завода «Северная верфь». Тогда при температуре воздуха минус 3-4 градуса между бортом танкера-накопителя и причалом разлился мазут. Наши специалисты оттянули накопитель от причала, в образовавшийся зазор удалось протолкнуть нефтесборщик. Успевший загустеть мазут был собран, а нефтесборщик был разгружен с помощью вакуумной автоцистерны. Моющей машиной мы отмыли причал и борт судна.

    Нашей компании приходилось в некоторых случаях зимой, при температуре минус 10 градусов перевозить нефтесборочное оборудование на автомобиле и спускать в полынью. Такие операции проводились на месте разлива нефтепродуктов у коллектора Первомайской ТЭЦ. 

     

     - Достаточно ли у вас средств для обеспечения планов ЛАРН всех ваших клиентов?

     

    - В настоящее время в компании столько судов, что часть из них используется не по прямому назначению, а находится в аренде у строительных организаций в порту Усть-Луга. Кроме того, договоры с терминалами составлены так, что мы имеем право в случае разлива где-либо, снять нефтесборщики с дежурств и сконцентрировать значительные средства на конкретном разливе. У нас также есть организации-партнеры со своими средствами, которые готовы придти к нам на помощь. 

     

    - Может ли такая компания, как «Морская экология» справиться с разливом регионального значения?

     

    - С разливом регионального уровня свыше тысячи тонн не справится в одиночку ни одна компания! Для ликвидации такого нефтеразлива обязательно будут привлечены все силы, имеющиеся в порту. И говорить о том, что у кого-то достаточно или недостаточно сил для ликвидации такого разлива, нельзя.

    А вот с локальным разливом напротив, мы справимся сами. У нас достаточно технических средств, чтобы справиться с любым локальным разливом, объемом до тысячи тонн. Кроме того, у нас есть договоры субподряда с компаниями, которые в случае серьезной аварии придут к нам на помощь и предоставят свои силы и средства.

     

    - Обычно при проведении экологических учений в порту, ключевую роль в спасательных операциях отводят ФГУП «Балтийское Бассейновое аварийно-спасательное управление» (ББАСУ). Какую роль в таких крупных операциях играет «Морская экология»?

     

    - Мы понимаем, что ББАСУ с помощью своих буксиров-спасателей могло бы оказать помощь аварийному судну, заделать пробоину, организовать откачку топлива с аварийного судна и нефтегруза в случае с терпящим бедствие танкером. Но их период развертывания достаточно велик, и в случае серьезной аварии при работе только силами ББАСУ время может быть упущено. По расчетам ЦНИМ Морского Флота, уже через два часа после аварии, нефтяное пятно может оказаться на мелководье. ББАСУ работает преимущественно до трехметровой изобаты (на глубине около 3 метров – прим. ИАА «ПортНьюс»). Известно, что разливы, произошедшие в открытом море, заканчиваются на берегу. Мы можем работать на самых отмелых участках, вплоть до уреза воды и даже с берега. Поэтому мы видим свою роль в таких операциях как дополнение ББАСУ. Только скоординированные действия нескольких предприятий позволят справиться с серьезным разливом.

     

    - Работа устьевых портов, каким является порт Санкт-Петербург, тесно связана с функционированием судоходных внутренних водных путей (ВВП), в частности, Волго-Балтом. Кто и как обеспечивает экологическую безопасность водной системы при проходе речных танкеров с экспортным грузом по этому пути? Готовы ли вы к работам по ликвидации разливов на ВВП?

     

    - К сожалению, в настоящее время государство не уделяет должного внимания экологической безопасности перевозок нефтепродуктов по российским рекам и озерам. В федеральном бюджете до сих пор не предусмотрены средства на содержание служб по обеспечению ЛРН-готовности на ВВП. При этом уникальная экосистема России может быть на долгие годы загублена в случае лишь одной крупной аварии речного танкера с нефтепродуктами.

     

    Например, через заповедные места Ивинского разлива на реке Свирь проходит трасса Волго-Балта. В случае попадания нефтепродуктов  в эту недоступную технике болотистую местность, ликвидировать нефтеразлив будет практически невозможно. Поэтому стоит задуматься о предупреждении экологических происшествий.

    В настоящее время мы готовы направить на ликвидацию такого ЧП специальный аварийный отряд, укомплектованый необходимой техникой (базовое судно-накопитель, нефтесборщик-бонопостанвщик и боны) и опытным персоналом, знающим ВВП Северо-Запада. В дежурство мы готовы так же включить вакуумную автоцистерну, способную незамедлительно выехать к месту разлива и работать с берега.

     

    - Ваша компания не ограничивается работами только на акватории портов. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте по ликвидации нефтеразливов на берегу.

     

    - Начиная с прошлого года, мы расширили спектр своих услуг. Теперь мы готовы нести готовность по береговым планам ЛАРН. Среди наших клиентов по таким договорам – ГУП «ТЭК Санкт-Петербург» и компания «Тверьнефтепродукт».

    Ко всем береговым объектам, имеющим хранилища нефтепродуктов (нефтебазы, АЗС, котельные) существуют особые требования государственных надзорных органов: заасфальтированные площадки и аварийно-сливные стоки, специальные резервуары. Естественными сорбентами часто являются опилки и песок. Мы замываем все, что возможно с поверхности, а затем откачиваем нефтеводяную смесь.

    Развивая направление нашей деятельности по несению готовности и ликвидации разливов на земле, мы приобретаем новую технику.

    На берегу мы используем вакуумные машины и моющие машины с высоким напором воды. У «Морской экологии» есть партнерские соглашения с компаниями, которые при необходимости готовы провести операцию по рекультивации почвы. Кроме того, на земле мы используем сорбенты, которые не применяем на воде. Работы со светлыми и легкими фракциями нефтепродуктов гораздо опаснее, чем работа с мазутом и дизельным топливом, поэтому без сорбентов здесь трудно обойтись. Не все сорбенты годятся для разных фракций нефтепродуктов. Для светлых нефтепродуктов используется один сорбент, а для темных нефтепродуктов или сырой нефти – совершенно другие сорбенты.

     

    Мы не применяем сорбенты, работая на акватории. Даже разлив дизельного топлива специалисты «Морской экологии» собирают при помощи нефтесборщикой, при этом весьма эффективно. Например, во время работ по ликвидации разлива дизельного топлива в акватории завода «Северная верфь», когда произошел разлив при подъеме в док для ремонта крейсера «Неукратимый», мы собрали 14 тонн светлых нефтепродуктов. Это была довольно плотная пленка топлива на поверхности воды, но мы справились с ней и не выпустили за пределы акватории завода.

     

    - «Морская экология» принимает участие в международных отраслевых семинарах в Европе. Как оценивают вашу компанию иностранцы?

     

    - Недавно мы знакомились с методами и технологиями по ликвидации разливов в Швеции. Там эти работы организованы несколько иначе, чем в российских портах.

    Задача береговой охраны Швеции – ликвидация разливов в открытом море. Береговая охрана содержится преимущественно за счет государственных средств и не занимается коммерческой деятельностью. Задачи же по ликвидации разливов у побережья и в закрытых акваториях портов решается муниципальными властями. Они привлекают к этим операциям пожарную службу либо частные компании.

     

    Мы познакомились с одной из таких компаний в порту Гетеборг. Оказалось, они применяют те же методы, те же приемы. Нельзя сказать, что наше оснащение хуже. Наши возможности оказались сопоставимы, наши технологии и наше оборудование, как выяснилось, не уступают оснащению шведских компаний.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен