Роботы Нептуна
Сжиженный газ, роботы-траки и киберсудоходство – будущее водного транспорта, которое зарождается уже сегодня. В Гамбурге журналистам продемонстрировали работу СПГ-баржи и автоматизированного контейнерного терминала, а также рассказали о перспективах и рисках кибертехнологий в судоходстве, испытывающем не лучшие рыночные времена.
Играя ящиками
Портовая и судоходная отрасль будет развиваться в направлении все большей автоматизации всех процессов и использовании альтернативных видов топлива. Такое мнение журналистам в ходе пресс-тура, организованного в преддверии 27-й Международной морской выставки SMM-2016, которая состоится 6-9 сентября в Гамбурге (Германия), высказали представители ведущих отраслевых компаний и организаций.
Так, на контейнерном терминале Гамбурга CTA компании HHLA уже полностью автоматизирован процесс перевозки контейнеров от склада к STS-кранам и наоборот – траки даже не имеют кабины для водителя и делают все сами.
Кроме того, в планах гамбургского терминала – автоматизация проверки контейнеров, прибывающих в порт на поездах. Для этого планируется построить «железнодорожные ворота», которые будут автоматически считывать информацию о контейнерах. Это позволит значительно ускорить процесс проверки информации о контейнерах, исключить лишние передвижения людей на автотранспорте, сэкономив на этом, а также снизив выбросы CO2.
Автоматизация контейнерной логистики – не просто дань моде и некоторая оптимизация расходов, но и насущная необходимость для тех терминалов, которые намерены обрабатывать мега-контейнеровозы. Строительство судов все большей и большей вместимости – это очевидный тренд рынка морских контейнерных перевозок и порты-хабы просто вынуждены приспосабливаться к нему.
Так, по словам исполнительного вице-президента классификационного общества DNV GL Ян-Олафа Пробста, в мировом судостроении наблюдается ситуация, когда общее количество судов практически не растет при том, что растет совокупный дедвейт, что свидетельствует об увеличении средней вместимости мирового торгового флота.
Между тем, по данным, приведенным неисполнительным президентом Clarkson Research Мартином Стопфордом, в настоящее время наблюдается сильная перенасыщенность судоходного рынка дедвейтом при одновременном замедлении роста перевозок. Так, по прогнозам на конец 2016 года общий объем морских перевозок в мире вырастет всего лишь на 2% против 2,8% в 2015 году и 9,3% в 2010 году. Замедление прироста объема перевозок наблюдается с 2010 года. В то же время, средняя потребность в тоннаже за период с 2006 по 2015 год оценивается в 65 млн тонн в год при среднем вводе тоннажа в 112 млн тонн в год. По прогнозам, в 2016 году будет сдано 103 млн тонн тоннажа, в 2017 году - 88,9 млн тонн. В 2016 году, по прогнозу, будет размещено судостроительных заказов совокупным дедвейтом на 42 млн тонн – это минимальный с 1998 года уровень. В условиях его переизбытка ожидается закрытие десятков верфей. Так, в 2009 году активно работали на мировом рынке 992 верфи, в 2016 году - лишь 423 верфи.
Сложная ситуация на судоходном рынке отражается и на доходах отраслевых компаний. Так, индекс усредненных дневных доходов судов Clarksea Index с 2009 года так и не восстановился до докризисного и держится, в среднем, на уровнях, характерных для периода до 2000 года (в среднем $12 тыс. в день).
На помощь судоходству в этих условиях, помимо роста вместимости судов и создания новых альянсов, приходят новые технологии, позволяющие снизить издержки и упростить различные процессы. По мнению Мартина Стопфорда, трендом будущего станет организация компактных «умных» судоходных компаний, управляющих флотом и логистикой с применением новейших спутниковых и информационных технологий, позволяющих автоматизировать и упростить шиппинговые операции и навигацию, организовать информирование менеджмента о происходящем в режиме реального времени. Также, по мнению эксперта, можно ожидать организации новых глобальных транспортных систем наподобие схем, используемых Amazon, Uber, UPS и др.
В то же время, автоматизация судоходства несет в себе и новые риски. Так, по мнению генерального секретаря Балтийского и Международного Морского совета (BIMCO) Ларса Роберта Педерсена, кибербезопасность судов на сегодняшний день обеспечена недостаточно. В частности, вопросы безопасности в этой сфере недостаточно прорабатываются на уровне проектирования судов, не прояснена ответственность за вопросы обеспечения кибербезопасности судна, наблюдается низкая защищенность судовых информационных систем от вирусных атак. При этом компьютерная автоматизация на большинстве судов уже стала нормой.
Отбрасывая выбросы
Другая тенденция отрасли – это снижение вредных выбросов с судов и использование альтернативных видов энергоносителей. Так, например, в настоящее время обсуждается возможность включения в зону особого контроля за выбросами окислов азота (NOx) с судов Балтийского и Северного морей, что потребует соответствия судов очень жесткому стандарту Tier-III. По мнению многих экспертов, о чем мы писали ранее >>>>, надежной технологии внедрения такого стандарта до сих пор не существует. В то же время, по мнению Ларса Роберта Педерсена, используемые технологии уже достаточно хорошо опробованы и их внедрение не составляет особых проблем с учетом того, что технологическое развитие не стоит на месте.
Экологические требования диктуют и необходимость применения альтернативных видов топлива – таких, как сжиженный природный газ (СПГ).
Впрочем, СПГ, являясь высокоэкологичным видом топлива, может использоваться не только в качестве судового топлива, но и в качестве энергоносителя для электрогенерации. Так, в Гамбурге работает баржа Hummel, которая вырабатывает электричество из СПГ и снабжает им круизные лайнеры (летом) и береговую инфраструктуру (зимой). Баржа оборудована 5 генераторами совокупной мощностью 7,5 МВт. Несамоходная баржа построена в Словакии, в планах компании – строительство еще нескольких подобных барж.
Таким образом можно сделать вывод, что отрасль водного транспорта и портовой инфраструктуры стоит на пороге очередной технологической революции, которая совершается прямо на наших глазах.
Виталий Чернов.
C полным фоторепортажем из Гамбурга можно ознакомиться по ссылке >>>>