• Home
  • Relevant Topics
  • Генконсул Республики Корея во Владивостоке Ли Сок Пэ: «Корейским судостроителям пока не до инвестиций в Приморье»
  • 6 июля 2016

    Генконсул Республики Корея во Владивостоке Ли Сок Пэ: «Корейским судостроителям пока не до инвестиций в Приморье»


    Исторически Республика Корея — один из основных инвесторов и экономических ньюсмейкеров в Приморском крае. Несмотря на то, что по уровню инвестиционной привлекательности край традиционно занимает одно из последних мест среди регионов РФ (в 2015 году – 67). На корейскую долю приходится, пожалуй, самый большой процент неудачных проектов, начиная с СЭЗ «Находка» и кончая проектами «Звезда»-DSME и заводом Hyundai, построенным под Владивостоком пару лет назад и до сих пор не работающим. Какие перспективы сотрудничества в отрасли логистики и морского транспорта в свете новых экономических режимов? На вопросы ИАА «ПортНьюс» отвечает генеральный консул Республики Корея во Владивостоке г-н Ли Сок Пэ.  

    — Г-н Ли, достигнув своего исторического максимума в 2013 году — $ 2,2 млрд, товарооборот между Приморьем и Республикой Корея за два года сократился более чем в два раза — до $1 млрд. При этом доля Приморья в сравнительно небольшом российско-корейском обороте занимает несколько процентов, уступая западным регионам. Что поможет переломить ситуацию?

    — Мы с оптимизмом ожидаем Второго Восточного экономического форума во Владивостоке. Как известно, в ноябре 2013 года на переговорах на высшем уровне в Сеуле главы двух стран —  Российской Федерации и Республики Корея — договорились о наращивании сотрудничества для совместного развития Дальневосточного региона. На данный момент наиболее активно сотрудничество между нашими странами развивается именно в Приморском крае, где работают 12 корейских сельскохозяйственных предприятий.

    Инвестиционная деятельность в Приморье началась еще с конца 1990 года, когда сюда пришла компания Hyundai Heavy Industries. Несмотря на различного рода сложности, многие корейские предприятия рассматривают возможность ведения деятельности в таких областях, как рыбное хозяйство, инфраструктурное строительство, переработка отходов, медицина и других. Особенно важную роль в привлечении корейских инвесторов в Приморский край играют льготы и преференции, предоставляемые резидентам территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток.

    — Среди участников ТОРов и Свободного порта Владивосток есть совместные проекты с КНР и Японией, но не с Республикой Корея. Почему?

    — ТОРы и Свободный порт Владивосток пока не дали совместных результатов. Я думаю, что причина этого в молодости проектов. Им еще нет и двух лет. В то же время мы видим положительные тенденции. Восточный экономический форум в прошлом году привлек большое внимание финансово-экономического сообщества Республики Корея. В нем приняла участие большая корейская делегация во главе с министром промышленности и торговли. Несмотря на некоторые административные сложности, участники форума остались довольны. Они познакомились с проектами и услышали позицию президента Российской Федерации. Теперь рассматривают возможности инвестиций в экономику Дальнего Востока. Надеюсь, что после второго ВЭФ мы увидим прогресс.

    Со своей стороны, для того, чтобы помочь компаниям разобраться в проектах ТОР и Свободный порт Владивосток, в октябре 2015 года генеральное консульство Республики Корея разработало буклеты на корейском языке с разъяснениями и основными положениями этих проектов. И уже сейчас некоторые корейские предприятия активно обсуждают с российскими заинтересованными ведомствами строительство холодильно-складских комплексов и заводов по производству рыбной муки.

    — Расскажите о проекте Made with Russia.

    — Проект Made with Russia был организован торговым отделом генерального консульства Республики Корея KOTRA. Впервые он был представлен 8 июня 2016 года на площадке Дальневосточного российско-корейского форума во Владивостоке. Около 60 корейских и российских предприятий принимали в нем участие, обменивались информацией, проводили переговоры о возможности экспорта и импорта различных товаров, а также о совместных инвестиционных проектах. Основной целью проекта был поиск предприятий-партнеров для совместного создания рыбохозяйственных, судостроительных, сельскохозяйственных и других предприятий. Мы считаем, что инициатива была очень успешной.

    —  На форуме корейские эксперты называли ряд объективных причин, по которым корейский бизнес не спешит инвестировать в РФ: неудачный опыт прошлого, недостаток информации о новых законах, недостаточность гарантий, неясность концепции новых экономических зон, низкая квалификация населения и т.д. МИД РФ, повторяя  те же причины в своем докладе, точно так же характеризует позицию корейских бизнесменов, — как выжидательную. Вы согласны?

    — Надо отметить, что Республика Корея уже 26 лет тесно сотрудничает с Россией. Действительно, в 90-х было много громких совместных инициатив, типа нефтегазового проекта в Иркутске или индустриального комплекса в Находке. Из которых ничего не получилось. Но есть и масса успешных примеров. Как я уже сказал, в целом ни у кого нет сомнений в том, что у сотрудничества между нашими странами, между Республикой Корея и Дальним Востоком, огромный потенциал развития. Мы приветствуем инициативы, призванные активизировать сотрудничество.

    — В Республике Корея есть образцовые примеры реализации идеи свободного порта, например, порты Пусан или Инчон. Есть ли у операторов этих портов проекты или намерения по совместной работе с портами, входящими в зону свободного порта Владивосток (как это пытаются делать Далянь, Сингапур)?

    — Совместных проектов администраций портов Пусан и Инчон с портами Приморского края на данный момент нет. В прошлом году Министерством морских дел и рыболовства Республики Корея был проведен технико-экономический анализ проекта модернизации портов Дальнего Востока. Наибольший интерес направлен на проект модернизации порта Зарубино, разработанный группой компаний «Сумма». Крупные южнокорейские компании рассматривают возможности сотрудничества. Мы надеемся, что в ближайшем будущем наши страны достигнут полного соглашения по модернизации порта в рамках проекта Свободный порт Владивосток.

    — Еще недавно бурно обсуждали совместный проект завода «Звезда» и корпорации Daewoo Shipbuilding and Engineering... Каковы перспективы сотрудничества в области судостроения и судоремонта?

    — Сотрудничества между заводом «Звезда» и Daewoo Shipbuilding and Engineering как такового нет. На данный момент только реализуется программа обмена, по которой DSME приглашает инженеров завода «Звезда» в Республику Корея для ознакомления с технологиями.

    Основная причина охлаждения интереса к приморскому и российскому судостроению – внутренние проблемы корейского судостроения. Эта одна из центральных тем в корейской прессе. Цена нефти упала. Заказов почти нет. Отрасль испытывает сложности. Поэтому судостроительные заводы, включая DSME, проводят финансовые и структурные реформы. Надеюсь, по завершению данных реформ будет возобновлено активное сотрудничество между Республикой Корея и Российской Федерацией в области судостроения.

    — Осенью прошлого года была открыта транзитная линия на направлении Республика Корея – Зарубино – КНР с объемом переработки – 500 контейнеров в неделю. Что мешает росту?

    — Действительно, международный транспортный коридор «Приморье-2», связывающий Сокчо, Зарубино, Краскино и Хуньчунь, — это один из самых интересных проектов для нас на Дальнем Востоке. Приморье занимает центральное положение на пути, соединяющем три северо-восточные провинции Китая с Республикой Корея. Грузовой потенциал линии очень велик. Основная причина, обуславливающая сегодня интенсивность ее работы, заключается в таможенной инфраструктуре. Я хотел бы отметить, что корейские предприятия просят облегчить процесс таможенного оформления. Насколько мне известно, российская таможня прилагает большие усилия для устранения этой проблемы. Поэтому в ближайшее время мы ожидаем роста объемов перевозок на данном направлении.

    — Приморье гордится ростом туристов из Республики Корея, и недавний заход круизного лайнера Cost Victoria, зафрахтованного компанией Lotte, вызвал много надежд. Что нужно для более эффективного привлечения ваших сограждан в регион?

    — Рекламировать Владивосток и Приморье, их достопримечательности и уникальные возможности, о которых в Корее, к сожалению, мало известно. Я имею в виду и культурные объекты, такие как Приморская сцена Мариинского театра, и возможности путешествия по Транссибирской магистрали, и отдых на природе. В Корее очень развита сеть клубов по интересам: рыбаков, фотографов, альпинистов. Уверен, Приморью есть, что им предложить. Владивосток для корейцев — самый близкий город России. В прошлом году Korean Air выпустила рекламу со слоганом: «Всего два часа полета, и Вы сможете увидеть Европу!». За год Приморье посетили 24 тыс. туристов из Республики Корея. Если активнее продвигать туризм в Приморском крае, это число будет гораздо больше.  

    Беседовал Евгений Панкратьев.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен