• Home
  • Relevant Topics
  • Женщина-моряк Елена Девятова: «Каждый моряк является лицом своей страны»
  • 15 августа 2016

    Женщина-моряк Елена Девятова: «Каждый моряк является лицом своей страны»


    Елена Девятова 20 лет провела под парусами на борту знаменитых российских судов «Паллада», «Седов» и «Надежда». В преддверии «СКФ Черноморской регаты больших парусников 2016» она рассказала корреспонденту ИАА «ПортНьюс» о своем пути в профессию, положении женщины на борту и значении международных парусных гонок в подготовке курсантов.

    - Елена Ивановна, в начале разговора не могу не спросить о том, как вы попали на флот. Вы из флотской семьи? Где учились? Как впервые оказались на паруснике?

    - Я окончила Дальневосточный государственный университет по специальности «Журналист». Много времени работала на телевидении. Так случилось, что пять лет жила в Европе, а когда вернулась во Владивосток с семьей, на главной площади нашего города, прямо у причала, увидела потрясающий парусник. Это была «Паллада» — новый парусник, который только пришел из Польши. Тогда я и решила как-то связать свою судьбу с этим кораблем.

    В 1989 году это судно пришло во Владивосток, и с 1990 года, еще работая журналистом на телевидении, я старалась все отпуска проводить на паруснике. А в 1990 году состоялись в Америке «Игры доброй воли», и впервые наш советский парусник «Паллада» пошел на западное побережье США, в город Сиэтл, где вообще русских очень редко видели и довольно настороженно к ним относились. Потому что «железный занавес» только приподнимался, маленькая щелка образовывалась, и вот в эту щелку, как говорится, мы прошмыгнули.

    - Вы были единственной женщиной на борту? Чем занимались на паруснике?

    - На российском флоте всегда есть женщины, занимающиеся обслуживанием: уборщицы, буфетчицы, помощницы и т. д. Я же попала на судно в качестве журналиста, и тогда я сделала свой первый фильм про это путешествие, который назывался «Прошлым летом в Америке», который осуществлял еще и учебно-воспитательную работу. Тогда очень переживала, что все прелести американской жизни сломят наших курсантов, но ребята вели себя настолько здорово, что наплыв людей на «Палладу» увеличивался день ото дня.

    Надо сказать, что и встречали нас очень радушно: когда мы причаливали, нас встречала инициативная группа в футболках с надписью «Приветствуем «Палладу»!». Это было приятно неожиданностью! И потом мы удивили иностранцев своим гостеприимством: желающих подняться на борт было так много, что на парусник с самого утра собирались очереди.

    С тех пор моя самая важная задача в работе с курсантами — донести мысль, что каждый моряк является лицом своей страны и должен вести себя достойно.

    - Отдельный вопрос – про морскую качку. Вы никогда не страдали от этой напасти?

    - Парусное судно стоит на киле, поэтому его постоянно швыряет на волнах, но службу-то никто не отменял. Могу сказать точно: первую качку испытал каждый. Со временем ты привыкаешь, и тебя уже не так укачивает.

    Качка — это способ держать себя в форме. Ты не спишь, не ешь. Конечно, когда ты работаешь с курсантами, нужно держать себя, когда заходишь в аудиторию. Качка не дает расклеиться, а в море должны быть все здоровыми и оптимистами.

    - Насколько комфортно работать в мужском коллективе?

    - Когда ты пришел в сферу, где господствуют мужчины, в особенности, на корабль, то будь готов к тому, что все предубеждения (например, про женщину на корабле) живы по сей день. Спросите любого капитана, и он вам скажет, что женщине в море не место.

    Мужчины очень тяжело принимают то, что кто-то ими может командовать. И женщине, чтобы не рыдать по ночам, необходимо обозначить тот круг, за который заходить нельзя.  Как у нас говорили, когда я работала журналистом: «У нас нет женщин и мужчин, у нас есть редакторы», — вот и в море так же: есть люди, и они выполняют свои обязанности. Женские штучки на флоте не проходят, если ты их поначалу используешь, то вскоре придется забыть о них. 

    - Вы проработали на фрегатах целых 20 лет: по 10 лет на «Палладе» и на «Надежде». Что больше всего нравилось в работе?

    - Ну что вам сказать… Моряки всегда отличались от людей других профессий своим морским братством. Парусники нельзя сравнить ни с чем. Самое прекрасное, что человек может испытать в жизни, — это хождение под парусом.

    Когда ты поднимаешься на 50-метровую высоту, обозреваешь горизонт, когда ты спускаешься вниз и видишь сверху эти паруса и понимаешь, что это ты, преодолев себя и непогоду, так поставил паруса, что судно идет благодаря тебе. Это то чувство, которое никогда и нигде не испытаешь.

    К этому добавляются эмоции от общения с людьми, которые приходят иногда на парусник. Например, в Австралии, когда к нам пришли эмигранты первой волны, один из них, увидев наш парусник, даже написал стихи о том, что русский парусник изменил его отношение к стране, которую он хотел забыть.

    - Как часто на практику или работу приходили девушки? По вашим наблюдениям, есть ли тенденция увеличения интереса к флотской профессии среди девушек?

    - К несчастью, девушек-курсанток стало больше. Это точка зрения практически всех капитанов: девушки на судне – это нехорошо, потому что парусник — это очень тяжелая физически, мужская работа.

    - Из ваших плаваний на «Надежде» что запомнились больше всего? Почему?

    - Участие в Черноморской регате. В Азии очень редко проводятся парусные фестивали. Поэтому очень здорово, что сегодня организуются такие регаты у нас, в России.

    Гонка, возможность посоревноваться — уникальный опыт для практикантов. Когда суда высотой с 20-этажное здание, с креном в 25-30 градусов, несутся, обгоняя друг друга и черпая бортом воду — это что-то невероятное!

    Надеюсь, что парусный спорт будет набирать обороты. Сейчас я составляю маршрут и общаюсь с портами, которые могли бы в 2018 году принять тихоокеанскую регату.

    - Главный урок, который преподнес вам 20-летний опыт под парусами? Что должен усвоить курсант, ступающий впервые на борт фрегата?

    - Что все страхи и детские капризы должны остаться на берегу. Любой молодой курсант на борту должен быть настоящим мужчиной, который не побоится в сильный ветер, дождь, шторм подняться на 50-метровую высоту, чтобы правильно поставить паруса. А в это время его такой же храбрый товарищ будет находиться на той же самой рее, готовый прийти на помощь.

    - На счету «Надежды» многочисленные победы в разных регатах. Насколько для вас значимо именно победить в гонке? Или есть какие-то другие более значимые критерии?

    - Победить, конечно, важно. Победа – важный показатель слаженной работы команды. Но важно и другое — гостеприимство, умение быть лицом своего парусника, а значит, и своей страны. Ведь, например, в Черноморской регате парусники не только все время соревновались, но еще и стояли по несколько дней в портах, где собиралось невероятное количество людей, желающих посмотреть на суда. Многие охотно поднимались на борт, знакомились с командой. Поэтому я всегда говорю, что курсанты отвечают за каждое свое действие на судне и не могут подвести свою команду.

    - В сентябре состоится новая гонка СКФ Черноморская регата больших парусников 2016. Насколько значимо проведение международной регата с участием прославленных парусников в нашей стране для повышения статуса флотской профессии?

    - Когда завершилась Вторая мировая война, когда вся Европа была разбита, в Англии один очень умный человек решил, что нужно придумать дело, которое объединит молодежь. И сегодня в каждом порту в Европе проходят регаты. В Азии только начинают понимать, какую важную роль парусники могут сыграть в жизни отдельного человека и в жизни страны в целом. Так, недавно Индия построила парусник, а Вьетнам — даже два парусника.

    Хождение под парусом дает возможность молодым курсантам проверить свое отношение к выбранной профессии, а трейнизам – закрепить интерес к своей стране.

    Парусники могут быть национальной идее. Америка, например, собирается к 2050 году построить 300 парусных судов, а у многих европейских пассажирских компаний уже на годы вперед расписаны очереди из желающих попасть на парусные суда. В России же самый мощный учебный парусный флот, мощная школа подготовки профессионалов, способных ходить под парусами, поэтому подобные регаты — это еще и шанс для нашей страны укрепить свое превосходство на море.

    Беседовала Елена Ткачева.

    Фотографии – Валерий Василевский.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен