Ирина Ольховская: «Экономика и экология угольных терминалов неразделимы»
Заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская рассказала ИАА «ПортНьюс» об экологической политике крупнейшего портового угольного холдинга России.
Экологические акции на некоторых предприятиях зачастую проводятся как PR-мероприятия: флеш-моб в поддержку птиц, животных или рыб на фоне продолжающей дымить промышленной трубы. Тем ценнее становится опыт добросовестных компаний, которые экологическую работу выстраивают на долгосрочной основе, выполняя запланированный и согласованный с региональными властями комплекс экологических мероприятий.
- Ирина Владимировна, морские угольные терминалы в России продолжают увеличивать свою пропускную способность. Будет ли больше угольной пыли оседать в прибрежных регионах или эту не самую привлекательную сторону стивидорного бизнеса тоже можно контролировать?
- Вы правы. В России уже нескольких лет наблюдается системный рост поставок угольной продукции на экспорт при сопоставимом увеличении мощностей для перевалки угля. Между тем, угольный груз является непростым в обработке с точки зрения обеспечения всего комплекса мероприятий экологического контроля. Поэтому владельцам морских угольных терминалов необходимо применять только специализированные технологии для работы с углем, обеспечивать полный комплекс экологических мероприятий и мер природоохранной защиты для того, чтобы максимально снизить влияние производственных процессов на прибрежные регионы. Кроме того, важно активно взаимодействовать с муниципальными органами власти в тех регионах, где расположены угольные терминалы.
Управляющая портовая компания и два морских терминала под нашим управлением - АО «Ростерминалуголь» в Ленинградской области и АО «Восточный Порт» в Приморском крае - неизменно реализовывают весь комплекс мероприятий по экологи, согласно международным стандартам. Более того, мы считаем необходимым осуществлять системное сотрудничество с муниципальными органами, потому что угольные терминалы – это не только производство, но градообразующие и социально-ориентированные, ответственные предприятия, заботящиеся о жителях муниципальных образований.
- Вам удалось усилить взаимодействие с муниципальными руководителями на местах?
- Да. Мы успешно проработали вопросы экологического взаимодействия наших стивидорных предприятий с Администрацией муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области и Администрацией Находкинского городского округа Приморского края. В преддверии 2017 года, который объявлен в России Годом экологии, при поддержке Управляющей портовой компанией были подписаны два соответствующих долгосрочных соглашения с названными муниципальными органами о взаимодействии в части экологического обеспечения угольной перевалки. Эти соглашения приурочены к совместным мероприятиям в рамках Года экологии, объявленного в России в 2017 году.
- Что подразумевают эти документы?
- Мы совместно с муниципалитетами разработали пятилетнюю программу, которая включает в себя экологический мониторинг, развитие информационных систем, экологическое образование и просвещение жителей района. Но самое главное – мы взяли на себя обязательства внедрять на терминалах Управляющей портовой компании новые международные разработки в области обеспечения экологической безопасности производственных процессов, соблюдать нормы российского законодательства по охране окружающей среды, проводить озеленение территории и осуществлять производственные процессы согласно международных стандартов охраны окружающей среды.. У нас есть четкий план работы, и мы, несомненно, выполним его в полном объеме.
- Управляющая портовая компания и раньше информировала отрасль о своих достижениях в экологической сфере. Расскажите, пожалуйста, что сделано на терминалах в 2016 году в этом направлении?
- Экология всегда была и будет в приоритете ООО «Управляющая портовая компания». Обеспечение высоких требований экологической безопасности – основа деятельности обоих терминалов под нашим управлением. Мы убеждены, что экономика и экология неразделимы, а услуги не должны наносить вред людям и окружающей среде.
Техника не стоит на месте. Мы всегда стремимся первыми применять на своих терминалах передовой мировой опыт в части экологической защиты морских угольных портов.
В текущем году «Ростерминалуголь» направил порядка 80 млн руб. на реализацию экологических программ. На предприятии организован регулярный мониторинг состояния окружающей среды. Проводятся ежемесячные лабораторные исследования воздуха, уровня шума в рабочей, единой санитарно-защитной и жилой зоне, лабораторные исследования сточных и поверхностных вод, которые подтверждают полной обеспечение экологической безопасности угольного терминала.
Одним из основных требований экологической политики АО «Ростерминалуголь» является экологическое воспитание и образование работников предприятия, обеспечение современного уровня их знаний. Сотрудники ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в конференциях и семинарах по природоохранной деятельности. В августе 2016 года сотрудники компании приняли участие в экологическом мероприятии по уборке мусора на прибрежной территории Лужской губы Финского залива. Ежегодно проводятся акции по высадке саженцев деревьев хвойных и лиственных пород в Кингисеппе и Кингисеппском районе.
Несколько слов о нашем дальневосточном предприятии. В Восточному Порту основной приоритет - это окончание строительства в 2017 году Третьей очереди угольного комплекса. Экологические мероприятия должны осуществляться во взаимоувязке, как на территории действующего терминала, так и на территории строящегося объекта.
За 10 месяцев 2016 года АО «Восточный Порт» зафиксировало планомерное улучшение экологических показателей. Обязательный экологический мониторинг подтвердил эффективность природоохранной деятельности компании. Собственный отдел экологии «Восточного Порта» на регулярной основе ведет экологический мониторинг, основная цель которого – совершенствование системы охраны окружающей среды на предприятии на основе результатов наблюдений. Специалисты отслеживают состояние атмосферного воздуха и акватории.
АО «Восточный Порт» ежегодно выделяет финансирование на новые разработки и обновление действующих на предприятии очистных сооружений, аспирационных и оросительных систем. На предприятии работают 21 установка для очистки атмосферного воздуха и 7 очистных сооружений сточных вод, которые с помощью многоуровневой фильтрации обеспечивают очистку сточных вод до показателей рыбохозяйственных водоемов.
«Восточный Порт» заботится о пополнении численности природных видов в акватории бухты Врангеля, в которой расположено предприятие. Мы проводим планомерную работу по восполнению биоресурсов, заключаем договоры с несколькими рыбоводными заводами на разведение гребешка, кеты, трепанга и ламинарии. Такая деятельность ежегодно обходится стивидорной компании в миллионы рублей, но забота об экологии остается одним из важных направлений работы любого социально-ответственного предприятия.
Мы особо гордимся нашей приморской экологической акцией, проведенной в уходящем году. С февраля по сентябрь 2016 года при организационной поддержке «Восточного Порта» прошел Второй ежегодный «Экомарафон» для жителей поселка Врангель и жителей Приморского края. В течение нескольких месяцев участники марафона проходили экологические квесты, посещали природоохранные зоны, проводили занятия по раздельному сбору мусора, субботники на городских пляжах, высаживали деревья.
- Вы говорите о приверженности к последним мировым технологиям в вопросах перевалки угля. А как вы оцениваете закрытые перевалочные комплексы для морской отгрузки угля?
- Сейчас в мире много обсуждают плюсы и минусы закрытых угольных терминалов, пытаясь преподнести их в качестве единственно верного экологического решения. Не могу однозначно согласиться с такой позицией. Мы считаем, прежде всего, необходимо обеспечивать экологическую защиту грузовой деятельности. Те мероприятия, которые выполняются специализированными угольными портами под управлением ООО «Управляющая портовая компания», являются достаточными и необходимыми для обеспечения нормальной перевалки угольного груза.
Закрытый терминал - проект не достаточно изученный, так как уголь при ограничении потока воздуха способен воспламеняться. Поэтому дополнительные ограничения угольного груза сверху менее безопасны, чем открытая перевалка при соблюдении всех экологических требований.
За все годы существования Ростерминалугля и «Восточного Порта» при постоянной модернизации оборудования, нам удалось обеспечить полную экологическую защиту при перевалке угольной продукции и однозначно доказать правильность нашего проектного решения.
Беседовала Надежда Малышева.