• Home
  • Relevant Topics
  • Стратегия ж/д потянет на 10,2 триллионов рублей
  • 3 августа 2007

    Стратегия ж/д потянет на 10,2 триллионов рублей

    На совещании у Полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) Ильи Клебанова была представлена стратегия развития железнодорожной отрасли до 2030 года по России и СЗФО. На состоявшейся по окончании совещания пресс-конференции свою оценку документу дали президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин и заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин.

     

    Отвечая на вопросы журналистов, Владимир Якунин сказал:

    - Последнее обсуждение программы стратегического развития железнодорожного транспорта из серии обсуждений, которые были проведены по результатам работы рабочей группы, утвержденной министерством транспорта РФ. Очень важные обсуждения. Регион ключевой с точки зрения железнодорожной инфраструктуры. Совещание прошло с участием 5 губернаторов, входящих в Северо-Западный округ. Обсуждение показало заинтересованность со стороны регионов, показало полную поддержку той программы, которая была представлена. И это неудивительно, потому что на протяжении всего периода существования компании ОАО «РЖД» мы делали основной упор на сотрудничество с регионами. Нас с ними связывает соглашения, которые подписаны, поэтому наша работа им хорошо известна, хорошо понятна. Они, естественно, в стратегической программе искали себя, что делается в конкретных регионах, но понимая, что это программа Федерального железнодорожного транспорта, с должным вниманием отнеслись именно к этому обстоятельству. Для нас эта поддержка чрезвычайно важна, важна поддержка и представителей президента в регионах. Практически везде мы такую поддержку получили.

     

    Александр Мишарин:

    - Владимир Иванович уже сказал, что мы проводим серию согласований с регионами стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. это первый из стратегических документов по долгосрочному планированию, в целом отраслей транспорта и промышленности страны. Стратегия сбалансирована по всем показателям. По результатам реализации стратегии в стране имеются 2 варианта. Умеренный и инновационный. Т.н. максимальный и минимальный. По вариантам в целом в стране должно быть построено 22 тыс. км. новых железных дорог, около 13 тыс. км. вторых путей, 6 тыс. км. электрификации, значительно обновлен подвижной состав и ликвидированы узкие места по пропускным способностям, приобретено 22 тыс. локомотивов, около 900 тыс. грузовых вагонов. Стратегия предусматривает ряд комплексных проектов, связанных с развитием тяжеловесного движения, увеличением нагрузки на ось до 30 тонн и весом поезда суммарным от 12 до 15 тыс. тонн каждый поезд. Это будет полигон 13 тыс. км. И стратеги включает создание и развитие скоростного и высокоскоростного движения в России со скоростями 160 – 200 км./час, такой полигон должен быть около 10 тыс. км, и создание высокоскоростного движения на полигоне по минимальному варианту 675 км (это линия Москва – Санкт-Петербург) и по максимальному 1,5 тыс. км. Безусловно очень важная программа и очень важно, что она сбалансирована и балансируектся по источникам финансирования. Основной объем инвестиций – от 52 до 60%, компания «Российские железные дороги», общий объем программы составляет по минимальному варианту почти 8 трлн. рублей, а по максимальному варианту 10,5 трлн. рублей. От 1,7 до 3 трлн. Рублей – средства Федерального бюджета, или 15%, около 7% средства региональных бюджетов, и около 10-12% - средства частных инвесторов. По Северо-Западу стоимость компании 1трлн. рублей, должно быть построено 1500 км. новых линий 2,5 тыс. км. вторых путей.

     

    Владимир Якунин:

    - И сегодня, и в предыдущие дни, причем мы разделили с Александром Сергеевичем ответственность, он практически участвует во всех обсуждениях, я в силу определенных задач, которые у меня есть участвую не во всех обсуждениях, но у нас единое мнение – 100% поддержка программы со стороны губернаторов. Нет ни одного случая, когда бы сказали – нет, вы знаете, мы с этим не согласны, надо что-то изменить. Дополнить – да, предложения конкретные, конструктивные в ряде случаев звучали, но действительно конкретные и конструктивные. Все в один голос заявляют, что им необходима была эта программа, потому что это программа долгосрочная, это программа развития инфраструктурной отрасли, и, соответственно. При разработке своих программ социально-экономического развития им есть на что опираться. Это путеводная звезда. Так что все стопроцентно поддержали.

     

    Владимир Якунин:

    - Я сегодня когда выступал, перечислял все проекты. Но помимо этого я бы хотел остановиться на нескольких проектах, которые являются супер-важными для страны и, естественно для Северо-Запада. Прежде всего это развитие портовой инфраструктуры. Понятно, у всех уже на слуху, сегодня никто уже не сомневается, что порт Усть-Луга не только будет – он состоялся. Я думаю. мы с вами помним те времена, когда пестрели заголовками «Никогда не будет», «Невозможно», «Заносят», «Деньги своруют», «Ничего не будет». Есть! Совершенно однозначно. Кто злопыхал, тот получает удовлетворение где-то в другом месте. Дальше. Развитие Мурманского порта. Супер-задача, и я думаю, что не открою никаких секретов, президент высоко оценивает влияние железнодорожного транспорта на развитие портовых мощностей, вместе с другими компаниями определил, что ОАО «РЖД» должно участвовать в создании нового Мурманского порта. Третье. Паромная переправа Усть-Луга – Балтийск - Засниц. Это тоже наша ответственность. На сегодня констатируем, что давление грузовой базы на Усть-Лугу превышает почти в 3 раза все параметры, которые были заложены при разработке генеральной схемы. По всяким параметрам. И вместе с Министерством транспорта мы сегодня разрабатываем единый подход, для того, чтобы железнодорожники могли обеспечить провоз такого колоссального объема грузов. Но это только некоторые проекты. Нельзя забывать о скоростном движении. Пять-таки, супер-важная программа. Не просто для удовлетворения потребностей наших пассажиров, это необходимый локомотив, если хотите, для вытягивания научно-технической составляющей на железнодорожном транспорте. Нельзя все время ездить на телеге. Не ездим ведь сегодня, и никого не удивляет. То же самое происходит и на железнодорожном транспорте.

     

    Из выступлений участников совещания.

     

    Полномочный представитель Президента РФ в СЗФО Илья Клебанов:

    России необходима новая транспортная идеология, включающая в себя определение стратегии железнодорожного транспорта России в 21 веке, а также пути и возможности его интеграции в мировую транспортную систему, с учетом очевидных приоритетов и выгод для России.

    Стратегия обязана подчеркнуть инфраструктурную природу всех видов транспорта, специфику железнодорожного транспорта и его системообразующую роль в экономике и в социальной сфере округа, субъектов Российской Федерации и в целом России.

    Отставание в развитии транспортной инфраструктуры накапливалось десятилетиями. А инвестиционный кризис начального периода реформ привел к возникновению в транспортной системе целого ряда диспропорций и узких мест. Поэтому важно воссоздать элементы разумного долгосрочного прогнозирования спроса и планирования развития транспортной инфраструктуры, увязанного со стратегическими приоритетами не только России в целом, но и с учетом региональной специфики Северо-Запада России. Возможность успешной реализации Стратегии в огромной степени будет зависеть от координации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов железнодорожного комплекса,  как между собой, так и с региональными органами власти, от выстраивания на федеральном уровне и в регионах эффективной инвестиционной и тарифной политики, создание условий для формирования государственно-частного партнерства, выработки понятных «правил игры» для всех участников инвестиционного процесса обеспечивающих возможность интенсивного  развития отрасли.

    Реализация инвестиционных программ и тем более стратегических, рассчитанных на длительную перспективу, предполагает активное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вновь сформированных в ходе реформирования транспортных структур, переход к новым рыночным методам управления комплексом.

                                                     
    Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин:

    Для дальнейшего развития железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" разрабатывает долгосрочную Стратегию развития. Она должна обеспечить планомерную коренную модернизацию и перевооружение существующей сети железных дорог, а также активное расширение сети железных дорог в России. Без этого экономика всей страны и Северо-Западного федерального округа, в частности, не получит необходимой инфраструктурной поддержки для дальнейшего устойчивого и интенсивного социально-экономического развития. Отметим, что основные мероприятия программы сосредоточены на Северо-западе. Почему эта программа нужна, ведь принята программа до 2015 года. Объясню, результаты намеченной именно  2030 год.

    Останавливаясь на проектах скоростного движения отмечу, у нас не будет проблем с организацией скоростного движения, но с грузовым движением ситуация сложная. Мы не можем сегодня увеличить перевозку грузов в порты  Высоцк и Приморск.

    В настоящее время в компании производительность труда выросла на 23,8% , увеличилась заработная плата. В ОАО «РЖД» существует жесткая привязка производительности труда к заработной плате. В целом реформирование за три года идет правильно. Это показывает, что ж.д транспорт выполняет свои обязательства.

    По программе Стратегического развития нам необходима ваша поддержка, для того, чтобы мы могли ее реализовать.

     

    Заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин:

    Стратегия подготовлена  в соответствии с Постановлением Правительства РФ и по поручению Президента РФ. Она разработана и представлена на рассмотрение в ведомства и регионы. Сегодня пассажирский транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Ежегодно наблюдается существенный рост грузооборота, пассажирооборота, в 2,3 раза выросли экспортные перевозки. ОАО "РЖД" делает многое для улучшения транспортного обеспечения и поддержания высоких темпов роста экономики Северо-Западного федерального округа. Построены вторые главные пути на участке Буй – Паприха и второй мостовой переход через реку Шексна. Завершена электрификация участка Волховстрой – Беломорск, удлинение приемо-отправочных путей на направлении Свеча – Вологда – Санкт-Петербургский железнодорожный узел. Кроме того, ведутся работы по комплексной реконструкции участка Мга – Гатчина – Усть-Луга со строительством вторых путей на перегонах.

    Однако есть проблемы, одна из них -  высокий износ подвижного состава.  Недостаток в обновлении основных средств ОАО «РЖД» приведет к снижению перевозки грузов и пассажиров. Ранее государство недостаточно вкладывало в это  средств.

    Еще одна проблема – регулирование тарифов идет медленнее, чем в других отраслях. К примеру, за рубежом финансирование  железнодорожного транспорта осуществляется во много больших объемах. Разрабатывая эту стратегию, мы предусматриваем, чтобы отечественный железнодорожный транспорт не уступал передовым странам.   Результаты реализации стратегии: скорость доставки грузов увеличится на 26%, возрастет объем перевозок, увеличение пассажирооборота ожидается на 70%, возрастет и скорость доставки пассажиров.

    На реализацию данной стратегии требуется от 7,9 трлн. рублей до 10,2 трлн. рублей. Мы просим поддержать стратегию и оформить соответствующий протокол.

     

    Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков:

    Предложенная стратегия – это первый документ, который мы рассматриваем с увязкой социально-экономических планов регионов.

    Она разрабатывается с учетом, как грузоотправителей, так и потребителей. Обозначены все точки, основной упор сделан на железнодорожный транспорт – это правильно.

    Развитие портов на Северо-западе одно из направлений. Это главная особенность работы железной дороги. За последние четыре года произошли качественные изменения:  грузооборот Ленинградской области ежегодно увеличивается и оно сегодня обеспечивается ОЖД. Есть большой прирост и эта стратегия развития составлена в соответствии с планами коммерческого предприятия. У нас с ОЖД есть программа развития до 2015 года. Хотелось бы чтобы в этой стратегии присутствовали социальные аспекты: строительство жилья,  представление качественных услуг населению.

    На наш взгляд, решать транспортную составляющую необходимо в комплексе в увязке  с другим транспортом: автомобильным, морским.

     

    Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов:

    Это очень необходимый и актуальный документ. Он позволяет обеспечить конкурентноспособность ОАО «РЖД». Не имея его мы много теряем. Естественно, что железнодорожный транспорт является главным транспортом Мурманского региона и способствует его развитию. Тем не менее, стратегия требует корректировки. Здесь нет ни слова о развитии Западного берега Кольского полуоострова.  Необходимо обратить на это самое пристальное внимание.

     

    Заместитель губернатора Псковской области  Александр Кузнецов:

    Правительство Псковской области в целом одобряет предложенную стратегию.

    Александр Кузнецов предложил включить в Стратегию электрификацию направления Луга-Псков. Строительство электрифицированной железнодорожной линии Псков-Гдов.

     

    Губернатор Республики Карелия Сергей Катанандов:

    Карелия полностью поддерживает Стратегию развития железнодорожного транспорта.

     

    Резюме Ильи Клебанова:

    Регионы чувствуют стратегию, согласны с ней.

     


     

    По материалом Службы по связям с общественностью Октябрьской железной дороги


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен