• Home
  • Relevant Topics
  • В Хабаровском крае бум портовых проектов
  • 7 августа 2007

    В Хабаровском крае бум портовых проектов

    Правительство Хабаровского края намерено за 12 лет увеличить грузооборот портов Ванино и Советская Гавань как минимум в 7 раз – до 70 млн. тонн различных грузов в год. Информацию о развитии Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла (ВСГТПУ) предоставило ИАА «ПортНьюс» Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края.

     

    Государство присмотрелось

    Государственная политика по развитию транспортного комплекса Дальнего Востока, в том числе и в Хабаровском крае, определена «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года», Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» и Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года. В этих документах предусмотрены строительство в порту Ванино Хабаровского края специализированных перегрузочных комплексов, модернизация и развитие железнодорожных станций, обслуживающих порт Ванино, а также строительство автодороги «Хабаровск-Лидога-Ванино с подъездом к г.Комсомольск-на-Амуре».

     

    В развитие этих планов недавно Правительством РФ принята Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Программой предусмотрены в числе прочего инфраструктурные проекты строительства и реконструкции нескольких автодорог и береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения «Ванино-Холмск». Данные проекты будут способствовать реализации частными инвесторами крупных инвестиционных проектов. Основой формирования ВСГТПУ станет взаимоувязанное развитие комплекса крупных инвестиционных проектов. Намечено дальнейшее наращивание портовой инфраструктуры, расширение железной дороги, создание новых промышленных производств (включая строительство алюминиевого завода, предприятий по деревопереработке, рыбопереработке и др.), строительство дополнительных источников энергообеспечения, развитие дорожного строительства, социальной и коммунальной инфраструктуры. Планируется также использование новых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности на основе государственно-частного партнерства, в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации и портовых особых экономических зон (ПОЭЗ).

     

    Потенциал есть

    ВСГТПУ является важнейшим транспортным узлом, имеющим огромный потенциал развития, находящийся на пересечении российских и международных коридоров железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта. Свободные территории портов Ванино и Советская Гавань составляют порядка 900 гектаров. Морские акватории портов с глубинами до 22 метров, позволяют строить причалы практически без проведения дноуглубительных работ. Расстояние транспортировки по международному транспортному коридору «Восток-Запад» через ВСГТПУ сокращается более чем на 500 км, по сравнению с портами Приморья. Две независимые железнодорожные магистрали – Транссибирская и Байкало-Амурская и судоходные линии от портов Ванино и Советская Гавань, образуют мощный международный транспортный коридор «Запад - Восток», связывающий через ВСГТПУ Европу и Центральные районы России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

     

    В настоящее время порты ВСГТПУ имеют устойчивую грузовую базу, в структуре которой лесные грузы, цветные и чёрные металлы, генеральные грузы, контейнеры, уголь, нефтепродукты, глинозём (импорт) и т.д. Действующие портовые мощности составляют около 16,3 млн. тонн в год. За 2006 год переработано 10,1 млн. тонн. Инвестиционная деятельность частных инвесторов, осуществляемая в настоящее время в портах Ванино и Советская Гавань  по наращиванию портовых мощностей и строительству дополнительных перегрузочных комплексов, приведет к увеличению  грузооборота ВСГТПУ до 2020 года в 7-10 раз.

     

    Проекты

    В мае 2008 года запланирован ввод в эксплуатацию, строящегося с 2005 года, «Ванинского балкерного терминала» в южной части бухты Мучке порта Ванино. Проект осуществляет ОАО «Дальтрансуголь», являющийся дочерней компанией ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». Мощность нового терминала возрастет  с 3 млн. тонн углей в 2008 г., до 8 млн. тонн в 2009 г. Выход на проектную мощность – 12 млн. тонн в год – запланирован на 2010 год. Объем инвестиций в проект превысит 3,5 млрд. руб.

     

    Учитывая перспективное развитие якутских месторождений угля и железной руды, в связи с развитием промышленного потенциала и диверсификацией экономики Якутии, ООО «Сахатранс» в 2005 году по поручению Правительства Республики Саха (Якутия) намерено строить транспортно-перегрузочный  комплекс в северной части бухты Мучке порта Ванино по перевалке 31 млн.тонн грузов в год. В основном это угли Якутии, в том числе с Эльгинского месторождения, железной руды, лес. Ожидаемые грузопотоки предполагаются с 2015 года, с достижением максимальных объемов к 2020 году. Объем инвестиций составит 8,8 млрд.руб.

     

    Компания ООО «Причал», представляющая интересы ООО «Базовый элемент», намерена строить перегрузочные комплексы, общей мощностью 3,1 млн.тонн в год. Объем инвестиций составит 2,3 млрд. руб.

     

    ООО СП «Аркаим» будет осуществлять строительство перегрузочного комплекса для лесных и генеральных грузов на перспективных причалах порта Ванино с проектной мощностью около 2,1 млн.тонн к 2012 году. Объем инвестиций составит 2,3 млрд. руб.

     

    Действующее в Ванино предприятие ЗАО «Трансбункер» намерено нарастить грузооборот с существующих 3,2 млн. тонн в год до  4,5 млн. тонн к 2012 году за счет ввода дополнительных мощностей. Объем инвестиций составит 2,0 млрд. руб.

    ООО «Ариком», которое ведет разработку крупных месторождений в Амурской области и осуществляет строительство горно-обогатительных комбинатов, запланировано построить в заливе Советская Гавань на мысе Марии перегрузочный комплекс железорудных концентратов с ростом мощностей от 1,1 млн. тонн в 2011 году до 7,1 млн. тонн с 2015 года. Объем инвестиций составит более 3,7 млрд. руб.

     

    В поддержку БАМу

    Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края совместно с Федеральным  агентством по управлению особыми  экономическими зонами МЭРТ РФ прорабатывается вопрос по возможности создания портовой особой экономической зоны на базе ВСГТПУ. Создание ПОЭЗ позволит обеспечить интенсивный экономический рост портового хозяйства, повысит конкурентоспособность портов, создаст привлекательные условия для активизации участников инвестиционной деятельности за счет предоставления особых преференций. Кроме вышеуказанных инвестиционных проектов будет заложена основа для развития погрузо-разгрузочных работ, услуг по складированию и хранению товаров, по управлению грузовыми перевозками, снабжению, снаряжению судов и судовой техники, ремонту, техническому обслуживанию и модернизации судов и судовой техники, переработке и консервированию рыбы и морепродуктов, предпродажной подготовке и упаковке товаров, сборочных операций, оптовой торговле товарами.

    Все это повлияет на рост грузооборота по железной дороге в направлении портов ВСГТПУ с 7,4 млн.тонн до 21,7 млн.тонн к 2010 году,  до 64,1 млн.тонн в год к 2020 г. Наращивание провозной и пропускной способности железной дороги на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань является определяющим в развитии ВСГТПУ и создании на его базе ПОЭЗ. Увеличение пропускной способности БАМа будет основано на реализации ОАО «РЖД» проектов «Реконструкция участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань» и «Стратегическая программа развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года». Реализация проектов планируется с применением механизма государственно-частного партнерства и привлечением средств из Инвестиционного фонда.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен