Обзор контейнерного рынка Черноморского региона
По итогам 2016 года Черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии переработали 2 460 028 TEUs, включая порожние контейнера, не считая трансшипмента.
В данном обзоре рассматриваются данные только по груженым контейнерам, которые были переработаны указанными странами в количестве 1 785 618 TEUs. В результате, общий рост в регионе по груженым контейнерам в 2016 году составил 9,63% по сравнению с 2015 годом.
Объемы Черноморского региона в 2016 – 2015 годах, TEU
Если рассматривать каждую страну в отдельности, то очевидно, что рост по груженым контейнерам был зафиксирован во всех странах Черноморского региона, кроме Грузии, где падение составило 12,09%. В Украине, Румынии, России и Болгарии имел место рост объемов груженых контейнеров на 30,66%, 4,71%, 7,52% и 4,65% соответственно.
Объемы груженых контейнеров по странам, TEU
|
2016 |
2015 |
Рост, % |
Украина |
533 278 |
408 155 |
30,66 |
Румыния |
446 275 |
426 213 |
4,71 |
Россия |
444 940 |
413 829 |
7,52 |
Грузия |
195 230 |
222 081 |
-12,09 |
Болгария |
165 895 |
158 519 |
4,65 |
Всего |
1 785 618 |
1 628 797 |
9,63 |
Среди общего объема груженых контейнеров, обработанных регионом по итогам 2016 года, 51,37% составляет импорт, 48,63% - экспорт. В целом распределение контейнеров в регионе на груженые и порожние оценивается как 72,59% к 27,41%.
По итогам 2016 года по сравнению с 2015 годом объем груженого экспорта из стран Черноморского региона увеличился на 12,61%. Украина и Россия показали рекордный рост экспортных объемов за период – 29,64% и 24,01% соответственно. В Румынии наблюдалось незначительное падение груженого экспорта на 0,1%, в то время как в Болгарии имел место незначительный рост на 0,3%. В Грузии падение составило 14,93%. Что касается импорта в регион, то он увеличился на 6,95%, в основном за счет роста импорта в Украину на 31,93%. Объем импорта вырос и в остальных странах данного обзора, кроме России и Грузии, где наблюдалось падение на 1,57% и 11,56% соответственно.
Таким образом, доли стран в общей переработке груженых контейнеров в 2016 году распределились следующим образом: Украина – 29,87%, Румыния – 24,99%, Россия – 24,92%, Грузия – 10,93%, Болгария – 9,29%.
По результатам общей переработки контейнеров по итогам 2016 года по сравнению с 2015 годом первая пятерка контейнерных терминалов региона изменилась. DPW (Констанца) сохранил первое место, ГПК Украина (Одесса) поднялся с 3-го на 2-е место, APMT Поти (Грузия) опустился со 2-го на 3-е место, НЛЭ (Россия) опустился с 4-го на 5-е место, а НУТЭП (Россия) поднялся с 5-го на 4-е место. При этом пять крупнейших терминалов региона показали рост объемов перевалки, кроме APMT Поти (Грузия) и НЛЭ (Россия), показавших падение на 15,82% и 0,83% соответственно.
Что касается линейных операторов в рассматриваемом регионе, то по итогам 2016 года состав лидеров не изменился: Maersk Line, MSC, CMA CGM, ARKAS и ZIM. ARKAS, показав значительный рост, практически сравнялся с CMA CGM по доле в общем объеме груженых контейнеров в Черноморском регионе. В совокупности перечисленные линии.
Доли стран Черноморского региона в общем объеме груженых контейнеров
С середины 2014-го года был реорганизован сервис альянса G6 (Hapag Lloyd, OOCL, MOL, NYK, HMM, APL). OOCL перешел на сервис ZIM, при этом альянс G6 превратился в G5. Так, по итогам 2015 года участникам альянса G5 принадлежала совокупная доля рынка по груженым контейнерам в 5,81%, однако в 2016 году, доля рынка альянса G5 сократилась до 5,05%. При этом доля рынка OOCL по итогам 2015 года составляла 1,92%, а в 2016 году она выросла на 0,03 п.п. и составила 1,95%.
В первом квартале 2015 года начали свою совместную деятельность альянсы 2М (Maersk и MSC) и Ocean Three (CMA CGM, CSCL, UASC). Общая доля рынка MAERSK и MSC по итогам 2015 составляла 46,69%, тогда как в 2016 она уменьшилась на 2,04 п.п. и составила 44,65%. Доля Ocean Three по итогам 2015 составляла 15,22%, но в 2016 году она увеличилась на 0,72 п.п. и составила 15,94%.
Доли Черноморских Терминалов по итогам 2016 года
Также стоит отметить, что в 2015 общая доля рынка CSCL и COSCO составляла 5,83%, а в 2016 она увеличилась на 1,73 п.п. и составила 7,56%.
Доли Линий Черного Моря в общем объеме груженых контейнеров по итогам 2016 года
Обзор предоставлен компанией www.informall.biz