• Home
  • Relevant Topics
  • «Арктический диалог» - территория решения глобальных проблем
  • 3 мая 2017

    «Арктический диалог» - территория решения глобальных проблем


    Участники конференции обсуждали вопросы развития арктических территорий и реализации промышленных и инфраструктурных проектов в Арктике с учетом интересов различных государств и коренных народов Севера. Созданный на этой площадке экспертный клуб продолжит свою работу и в дальнейшем.  

    Мероприятие проводилось Русско-балтийским медиацентром, при участии фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, ассоциации сотрудничества со странами региона Балтийского моря «Норден», информационной поддержке ИА REGNUM и ИАА «ПортНьюс».

    «Арктический диалог»  объединил на одной площадке как представителей государственных органов, отечественных и зарубежных экспертов, так и специалистов из разных сфер для обсуждения актуальных проблем, связанных с дальнейшим развитием Арктического региона.  

    Для Российской Федерации данный формат дискуссии – это новый этап в сотрудничестве с зарубежными государствами по вопросам освоения Арктики. Ещё недавно, по мнению западных специалистов, такое совместное сотрудничество, особенно на территории российской зоны Арктики, казалось невозможным. С появлением «Арктического диалога», можно сказать, что не только Россия, но и её партнеры готовы к международному диалогу по многим направлениям, а так же к совместному решению возникающих в Арктике проблем.  

    Россия намерена расширять арктическое взаимодействие, а также рассматривает вариант принятия коллективных решений по региону, отметил заместитель начальника отдела регионального сотрудничества Второго Европейского Департамента МИД РФ Дмитрий Корж. Тем самым, МИД России предлагает рассматривать Арктику как зону сотрудничества и устойчивого развития.

    Экологические особенности арктического региона

    Сегодня учёными установлены такие климатические процессы, как увеличение концентрации парниковых газов, сокращение запасов льда, повышение уровня океана, - рассказал в своём выступлении директор ФГБУ «Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН» Сергей Семёнов. Говоря об Арктике, профессор отметил, что это зона усиленного потепления, которая может привести к оттаиванию поверхности, что негативно влияет на создание технических сооружений. В результате этого потребуется введение новых норм и правил в строительстве объектов, что, безусловно, станет затратным для государства. Кроме того, такие экологические процессы в Арктике приводят к уменьшению площади морского льда, деградации ледников  арктических островов, усилению абразии морских берегов, увеличению стока речных вод в Северный Ледовитый Океан, а также изменению традиционного уклада жизни коренных народов.

    Руководитель проектного офиса «Ликвидация ядерного наследия Арктики» ФГУП «РосРАО» Владимир Хандобин отметил, что в России необходимо продолжать решать вопрос об объектах повышенной экологической опасности (к примеру, затонувшие суда, радиоактивные объекты), которые наносят вред окружающей среде.  

    Так, 18 апреля 2016 года был заключен государственный контракт между ФГБУ «ВНШ Экология» и ФГУП «РосРАО» о выполнении исследовательских, проектных, подрядных работ по проекту «Ликвидация прошлого экологического ущерба, связанные с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива». Благодаря данному проекту составлен реестр затопленных объектов с нанесением их на карту, обозначением их координат и описанием. Сегодня насчитывается 102 таких объекта только по Мурманской области. Однако, по мнению Хандобина, не решен правовой статус выявленных объектов. Для  получения федеральных средств на проведение работ нужно обозначить статус объектов, найти собственника, если таковой есть, чтобы в дальнейшем признать объект бесхозным или принадлежащим собственнику.

    Финский учёный, профессор Университета Лапландии Ласси Хейнинен, выразил опасения, что стремительное изменение климата приведут к созданию новых угроз для Арктики. По его словам,  Арктика – глобальный регион, с которым мы имеем тесную связь. «То, что плохо для экосистемы – плохо для человека в конечном итоге» - сказал Хейнинен. Современные проблемы обусловлены загрязнением окружающей среды, а это ведет к гибели морских обитателей и быстрому изменению климата на планете, но на сегодняшний день пока нет выработанных решений для предотвращения этих вызовов.

    Транспортно-логистическая  система Арктики


    Большая часть дискуссии в ходе конференции «Арктический диалог» была посвящена возрастающей роли Северного морского пути (СМП, Севморпуть). Представители государственных органов, профильные эксперты подробно обсудили текущие и будущие изменения, связанные с СМП.

    Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев в своём выступлении рассказал, что двигателем развития Севморпути, по оценке Минтранса,  станут энергетические проекты Российской Федерации, часть из которых уже реализуется. На сегодняшний день ключевым проектом является «Ямал СПГ» в порту Сабетта. Уже в этом году заканчиваются все строительные работы в порту, а к концу  года запланирована первая отгрузка. По словам Виталия Клюева, потенциал этого проекта составляет 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и около 2 млн тонн газового конденсата в год.

    При этом представитель Минтранса напомнил, что это не все арктические проекты. Ещё в 2016 году был введен в эксплуатацию нефтяной терминал «Новый Порт»,  а сегодня активно развивается угольный терминал «Чайка», располагающийся южнее порта Диксон.

    Виталий Клюев отметил, что  не все суда, построенные для данных арктических проектов, смогут обеспечить круглогодичную навигацию, необходимы мощные ледоколы и ледокольный флот.  Ожидается, в СМП появится около 40-50 постоянно оперирующих крупных судов ледового класса и еще порядка 100-200 судов обслуживающего флота. Это суда, которые постоянно будут находиться на Севморпути и потребуют ледокольного обеспечения. По оценке докладчика, только проект «Ямал СПГ» потребует 17 больших транспортных судов и несколько десятков судов обслуживающего флота. В ближайшей перспективе будет реализован проект создания ледокола-лидера мощностью 110-120 МВт, разработанного Крыловским государственным научным центром.

    Немаловажно, что Минтранс России намерен преобразовать Администрацию Северного морского пути, которая в настоящее время исполняет исключительно разрешительные функции, наделив ее дополнительными функциями. Благодаря этому, Администрация будет решать более широкий спектр задач, включая гидрографические,  обеспечение аварийно-спасательной готовности, а также оперировать всем ледокольным флотом, который может работать в Арктике и, отчасти, заведовать вопросами организации логистики и координации судоходства.

    «Идею создания единого оператора в Арктике трудно воспринимает бизнес, - отметил Виталий Клюев.  – Мы согласны, что оператор для бизнеса не столь необходим. Но задачу, как лучше организовать государственные ресурсы, их объединить, снизить затраты и повысить эффективность, нам необходимо решать».
     
    Как стало известно, данное предложение Минтранса поддержано председателем правительства России Дмитрием Медведевым и заместителем председателя правительства  Дмитрием Рогозиным.

    Обеспечение судоходства Арктики


    Профессор юридического факультета Арктического университета Тромсё Туре Хенриксен говорил о транспортном секторе стран арктического региона. Профессор напомнил, что при осуществлении судоходства в Северно-Ледовитом океане важно соблюдать  правила, разработанные Международной морской организацией и руководствоваться морским правом. Это связано с тем, что прибрежные государства несут ответственность за представление инфраструктуры для судоходной навигации (в частности, аварийно-спасательные службы, различные средства по ликвидации разливов нефтепродуктов).

    Господин Хенриксен также рассказал о перспективных возможностях арктического судоходства: во время таяния морских льдов появится широкий доступ к ресурсам (добыча углеводородов, ловля рыбы), возрастут объемы хозяйственной деятельности в регионе. Однако для дальнейшего развития судоходства необходимо создать инфраструктуру для отрасли, усовершенствовать системы мониторинга и навигации для увеличения объемов судоходства.

    Научные разработки арктической транспортной системы

    На конференции были представлены и современные научные идеи. В частности, Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) разработал комплексную имитационную модель арктической транспортной системы. Об этом сообщил старший научный сотрудник КГНЦ Олег Таровик.

    По его словам, центр смог создать программную технологию, которая позволяет интегрировать транспортно-логистические, технические и физические аспекты системы в одном программном комплексе. Суть технологии – комплексная имитационная модель арктической транспортной системы, которая позволила получить качественно новый инструмент исследования. В единой модели детально учитывается лёдопроходимость судна, логистическое планирование, динамика внешних условий, сложная структура грузопотоков. Более того, можно интегрировать в модель любые сложные подсистемы, модели операций.

    Технология комплексного имитационного моделирования была применена в КГНЦ при исследовании работы ледокола-лидера мощностью 120 МВт и анализе морской транспортно-технологической системы для проекта «Новый порт». Также на её основе был осуществлен поиск решений, направленных на повышение эффективности системы вывоза нефти и доставки грузов снабжения для платформы «Приразломная».

    Кадровое обеспечение перспективных проектов Севморпути

    Будущее развитие СМП невозможно представить без квалифицированных кадров - подчеркнул в своём выступлении декан Арктического факультета государственного университета морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова Андрей Афонин. На сегодняшний день в университете существуют перспективные направления – Гидрографическое обеспечение Северного морского пути и «Макромодель СМП». Данные программы готовят не только высококвалифицированных специалистов, но и направлены на проведение международных исследований, которые позволят определить перспективы арктических проектов при изменении природных, климатических и навигационных условий.
     
    Таким образом, стоит отметить, что Арктика – это уникальный, богатый регион, работать в нем стремится целый ряд крупных государств. Здесь важно не допустить какой-либо конфронтации. Государствам необходимо развивать и укреплять многостороннее сотрудничество для дальнейшего создания арктических проектов по всем направлениям с учётом защиты арктической экосистемы, а «Арктический диалог», как диалог между государствами на всех уровнях, будет этому способствовать.

    Елизавета Турышева.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен