Километр под землей
Конкурс на строительство Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге, который соединит левый и правый берега Невы в районе Орловской улицы и Пискаревского проспекта, будет объявлен 12 сентября. После ввода Орловского тоннеля в эксплуатацию пропускная способность Волго-Балтийского канала, по оценкам экспертов, увеличится в 1,2 раза или на 3 миллиона тонн грузов за навигацию.
В очереди перед мостом
В начале сентября правительство Петербурга приняло Постановление “О заключении концессионного соглашения в отношении Орловского тоннеля под р. Невой в Санкт-Петербурге”. По словам председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга Максима Соколова, в сутки по тоннелю смогут проходить около 60 тыс. автомобилей. По предварительным расчетам плата за проезд может составить 23 рубля для легковых машин и 45 рублей для грузовых автомобилей. А для судоходных компаний, которые работают на Волго-Балтийском пути, появится возможность значительно увеличить объем перевозимых грузов.
Суммарный грузопоток по Волго-Балту в навигацию 2006 года упал до 17,6 млн. тонн, тогда как годом ранее он составлял 18,3 млн. тонн леса, металла, нефтепродуктов, удобрений, строительных грузов и проч. Наибольший спад пришелся на долю нефтепродуктов: в 2006 году объем перевозок упал более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом - до 2,5 млн. тонн против 5,5 млн. тонн нефтегрузов в 2005 году.
Среди причин падения грузопотока, которые преимущественно связаны с техническим состоянием внутреннего водного пути, а так же с дефицитом речного флота, специалисты называют проблему пропуска каравана судов через разводные мосты Санкт-Петербурга. Сегодня движение судов ограничивает график разводки мостов. Ожидая своей очереди для прохода под петербургскими мостами, простой судов достигает иногда 5-6 суток.
Альтернатива
Одним из вариантов повышения пропускной способности на петербургском участке Волго-Балта может стать строительство подводного тоннеля, который хотя бы частично возьмет на себя ту нагрузку, которая приходится сегодня на мосты. Первый в истории города автотонноль под Невой - Орловский тоннель позволит увеличить время разводки мостов, соответственно, за этот период по Неве смогут пройти больше судов. По оценкам экспертов, после строительства тоннеля, появится возможность увеличить пропускную способность Волго-Балтийского водного пути в 1,2 раза.
По данным, предоставленным ИАА "ПортНьюс" в аппарате вице-губернатора Санкт-Петербурга Юрия Молчанова, проект Орловского тоннеля будет реализован на принципах государственно-частного партнерства. Большую часть расходов возьмет на себя государство, на долю частного бизнеса остается 33% вложений в проект. Общая стоимость проекта со всеми коммуникациями составляет 26 360,7 млн. рублей. По условиям соглашения концессионер осуществляет проектирование, строительство, финансирование и платную эксплуатацию тоннеля. Срок действия концессионного соглашения – 30 лет с даты его заключения, а срок окупаемости проекта - 26 лет с начала его реализации.
Строительство Орловского тоннеля займет около трех лет и по плану завершится в 2011 году. Первая очередь тоннеля будет сдана в конце августа 2008 года. Предполагается, что к этому времени по тоннелю проедут первые автомобили. Вторая и третья очереди будут завершены к 2009-2010 годам. За это время на обоих берегах Невы будут построены автомобильные развязки.
Значение Орловского тоннеля для Санкт-Петербурга велико, считают представители аппарата Юрия Молчанова. "Городу давно был нужен такой проект, который непрерывной транспортной связью соединил бы два берега Невы и создал бы прямой выход на Кольцевую автомобильную дорогу (КАД) и магистрали северного направления", - отметил собеседник ИАА "ПортНьюс". В Санкт-Петербурге единственной круглосуточной переправой через Неву является только вантовый мост, построенный два года назад. Мост является частью КАД и расположен на окраине города. Новый Орловский тоннель не только станет второй переправой, работающей круглосуточно даже в период летней судоходной навигации, но и будет построен в центре Санкт-Петербурга.
Итоги предварительного отбора будут подведены 21 декабря 2007 года, окончательные – в июне 2008 года во время проведения Петербургского экономического форума. К настоящему времени, по данным городского правительства, заинтересованность в проекте выразили около десятка российских и зарубежных организаций. Вероятнее всего, в конкурсе примут участие около 5 строительных консорциумов. Для привлечения к петербургскому проекту зарубежных инвесторов, в начале октября планируется проведение презентации проекта во Франкфурте.
Справка:
Строительство Орловского тоннеля в створе Пискаревского проспекта и Орловской улицы - один из первых в России проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства по схеме концессии в соответствии с Федеральным законом “О концессионных соглашениях”. Протяженность тоннеля - около 1000 м, пропускная способность - до 60 тысяч автомобилей в сутки. Реализация проекта направлена на решение задач развития транспортной инфраструктуры России в части повышения пропускной способности Волго-Балтийского водного пути и формирования автодорожной связи центра Санкт-Петербурга с основными внешними автодорогами.
Чаусова Лариса