Не по Volvo ось
Российские грузоперевозчики рассчитывают в ближайшее время на отсрочку поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), вступивших в силу в начале августа 2007 года. На прошлой неделе петербургские перевозчики направили в Министерство транспорта РФ телеграмму с просьбой приостановить действие статьи 12.21 КоАП до разработки Минтрансом новых правил перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
По мнению перевозчиков, штрафные санкции приняты преждевременно. Новые правила еще только разрабатываются, тогда как санкции за их нарушение уже введены. “Мы готовы исполнять законодательство, но пока нет соответствующего механизма, мы просим приостановить действие отдельных положений закона”, - сказал на брифинге в среду генеральный директор автотранспортного предприятия АТП №15, член Союза перевозчиков Вячеслав Андреев.
Ось нагрузили
В начале августа 2007 года в силу вступили поправки к КоАП, которые значительно увеличили штрафы за нарушение правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Сами штрафные санкции действуют давно, однако до 11 августа они были невелики и составляли 2 тыс. рублей. Новая редакция кодекса за превышение веса груза более чем на 15% предусматривает штраф для предприятия от 400 до 500 тыс. рублей. Кроме того, штраф в размере 2 тыс. рублей налагается и на водителя грузовика. При этом большинство автомобилей, которые осуществляют международные перевозки, допускают загрузку в 35 тонн, что значительно превышает новые нормы. За семь месяцев текущего года российские бизнесмены уже закупили около 9 тысяч подобных автомобилей. Однако новые правила делают их использование нерентабельным. Как отметил член Совета по координации транспортной деятельности при правительстве Санкт-Петербурга, генеральный директор ООО “Матрален” Иван Заметалин, завтра вместо них должно будет появиться большее количество автомобилей меньшей грузоподъемностью. “В результате груз, закупленный в Европе и провезенный по европейским дорогам по международным правилам, оказывается вне закона при въезде на территорию РФ, - говорит Заметалин. - Мы перевозим груз на современном автотранспорте, который соответствует европейским нормам. А в России заведомо становимся нарушителями. Весь мир сейчас идет к увеличению грузоподъемности машин, а мы, напротив, к сокращению. Нас снова предлагают пересадить с Volvo на “Камаз”.
Документ за 100 тысяч
До возможной приостановки действия федерального закона, на которую сегодня рассчитывают перевозчики, предстоит сравнить, что выгоднее: снизить нагрузку на ось либо купить разрешение, дающее право эту нагрузку все-таки превысить.
“У перевозчиков существенно вырастет объем используемых грузовых единиц – контейнеров и грузовиков”, - считает директор ЗАО “Гринвэй – таможенный брокер Андрей Савельев. По данным компании, вес груза в 40-футовом контейнере составляет в среднем 18 тонн при массе самого контейнера 4 тонны. Отправка партии в 80 тонн по новым правилам дополнительно потребует заказ одного 20-футового контейнера, что увеличит стоимость перевозки с учетом морского фрахта на 2 тыс. евро (21% от общей стоимости транспортировки партии).
В случае превышения нагрузки на ось перевозчик должен иметь специальное разрешение, стоимость которого составляет 100 тыс. рублей. Разрешение выдается по заявкам организаций после оплаты сбора, который считается компенсацией за нанесенный ущерб дорогам. При этом единый принцип получения разрешения отсутствует. По словам ответственного секретаря Совета по координации транспортной деятельности Ирины Метель, у перевозчиков нет возможности получить разрешение за один день и по принципу одного окна. “В итоге те трудности, которые связаны с получением разрешения, вынуждают перевозчиков отказываться от заказов”, - говорит Метель.
Как рассказал Иван Заметалин, разрешение выдается сроком на 21 день. Однако в документе не прописывается ни маршрут, ни номер автомобиля. “Очень часто, чтобы перевезти груз, нужно проехать по федеральным, областным и городским трассам, - сказал Заметалин. - На каждую из них должно быть свое разрешение”. По мнению перевозчиков, логичным было бы получать разрешение на каких-то определенных пунктах, где будут установлены строго оговоренные тарифы.
Помимо трудностей с получением разрешения, перевозчики сталкиваются с тем, что они сами не всегда знают, когда именно нарушают правила. “Допустим, перевозчик оформляет станок в контейнере, – приводит пример член правления Союза перевозчиков и экспедиторов, генеральный директор ЗАО “ТРАНСТЭК ” Сергей Ковальчук. – В общий допустимый вес этот груз вписывается. Но станок имеет особенность: задняя часть весит 15 тонн, а передняя - 6 тонн и равномерно распределить его в контейнере нет возможности. В итоге нагрузка на ось превышает разрешенные 10 тонн”. Экспедиторы понимают, что выполнить требования не в состоянии, поскольку в российских портах, где они оформляются, нет весов осевой нагрузки.
При любом из вариантов, удорожание коснется крупных объектов федерального значения, включая строительство самих дорог, в частности кольцевой автодороги (КАД) Санкт-Петербурга и Западного скоростного диаметра (ЗСД). Кроме того, дополнительные расходы в конечном итоге лягут на потребителей. “Перевезти тонну зерна стоит всего 3 тыс. рублей, а получить разрешение на перевозку – 100 тыс. рублей, - приводит пример Иван Заметалин. - Конечно, стоимость товаров народного потребления в этом случае возрастет процентов на 20.
В сложившейся ситуации администрация Санкт-Петербурга готова оказать содействие автоперевозчикам в переговорах с федеральными властями. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга, готовится ряд обращений в правительство РФ. “Мы надеемся на взаимопонимание, диалог с властями, чтобы не доходить до таких действий, как, например, в Новороссийске, от которых нет пользы никому”, - сказал в среду на брифинге Вячеслав Андреев.
Лариса Чаусова