• Home
  • Relevant Topics
  • Евгений Загородний: «Круизное судостроение – драйвер роста для отрасли»
  • 17 августа 2017

    Евгений Загородний: «Круизное судостроение – драйвер роста для отрасли»



    В России насчитывается порядка 100 крупных круизных судов внутреннего плавания, при этом их средний возраст превышает 40 лет. Вопрос обновления круизного флота поэтому стоит очень остро. О планах и перспективах строительства новых судов в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по гражданскому судостроению Евгений Загородний.

    - Евгений Николаевич, расскажите, каков сейчас портфель заказов на круизные суда в ОСК и каковы ближайшие перспективы его наращивания?

    - В настоящее время на верфях ОСК строятся два круизных пассажирских судна.

    Судостроительный завод «Лотос» строит для «Московского речного пароходства» (МРП) круизное судно «река-море» на 310 человек. Оно предназначено для перевозки пассажиров на дальних круизных линиях Москва-Астрахань, Москва-Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам и Москва - Ростов-на-Дону.

    Второе судно класса «река-море» строится на заводе «Красное Сормово» для судоходной компании «Водоходъ». Его пассажировместимость составляет 340 человек. Это судно будет ходить на  круизных линиях Москва-Астрахань и Москва - Санкт-Петербург.

    Данные проекты PV300 и PV300VD спроектированы в версии «плавучая гостиница» с устройством полноценных балконов, террас, c бассейном и тентом от солнца на верхней «солнечной» палубе, с носовым обзорным салоном.

    Общая площадь каюты на них составляет от 16 до 43 кв. м, включая балкон или «французский» балкон (как правило, каюты 2-х местные). Устройство ресторана с числом мест, равным числу пассажиров, конференц-залов, баров, детской комнаты, салона красоты, сувенирного киоска, фитнес-центра, солярия на открытой солнечной палубе. Для людей с ограниченными возможностями – лифты, соединяющие все палубы; коммуникации и туалеты, повышенные габариты проходов, отсутствие препятствий при перемещении в колясках.

    Проекты сложные, с ними возникает много вопросов, особенно технических, которые приходится решать, что называется, с «колес», но судостроительные заводы решают их успешно, строительство осуществляется в рамках утвержденных графиков.
    Строительство данных судов (PV300VD и PV300) осуществляется в рамках лизинговых проектов, под наблюдением Проектного бюро, Российского Речного Регистра и технических инспекторов заказчиков. Его завершение планируется  в апреле 2019 года и феврале 2020 года соответственно.

    На данный момент в России, да и вообще в мировой практике эксплуатации круизных судов, практически отсутствует флот пассажирских судов класса «река-море». То есть, нет судов, способных выполнить одновременно морской и речной круиз. Строящиеся суда будут первыми судами такого класса.

    Особый интерес для предполагаемой работы проекта PV300VD представляют круизы по Каспийскому морю. Клиентская база для круизных судов в Каспии определяется особым географическим транзитным положением великого озера-моря и потребностями прикаспийских стран – России, Азербайджана, Казахстана, Ирана, Туркменистана.

    От заказчиков первых судов проекта PV 300 поступили запросы на размещение заказов на строительство еще дополнительных судов данного проекта.

    Кроме того, ОСК ведет переговоры с судоходной круизной компанией «Гама» о размещении заказа на строительство двух круизных речных судов проекта «Золотое кольцо». Мы рассчитываем в августе-сентябре этого года выйти на подписание соответствующих договоров. Речь идет о двух судах, которые планируется построить на заводе «Лотос». В настоящее время проработаны условия их строительства и поставки в рамках лизинговых проектов. Использование этих судов планируется на круизном маршруте «Золотое кольцо» Москва - Нижний Новгород по Волге и Оке. В перспективе возможно открыть новые круизные маршруты  Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск-Благовещенск, для которых эти суда будут строиться на Дальнем Востоке.

    К сожалению, говорить о системной загрузке такими заказами пока преждевременно. Мы находимся в диалоге с заказчиками и надеемся, что первый опыт эксплуатации подобных судов, привлечение дополнительного турпотока, в том числе из-за границы, будет способствовать их востребованности.

    - Какова, по вашим оценкам, в целом потребность в строительстве круизных и пассажирских судов в России? Готовы ли верфи ОСК к такому объему заказов?

    - В настоящее время для речных круизов используется более 100 крупных судов, средний возраст которых составляет около 40 лет. Практически весь состав круизного речного флота был построен в советский период. Судовладельцы вынуждены вкладывать серьезные финансовые средства в техническое содержание судов для поддержания их в соответствии с требованиями технических регламентов и обеспечения безопасности судоходства. Соответственно, надо готовить замену всего этого флота. По нашим оценкам, до 2030 года будет востребовано строительство примерно половины от этого флота, то есть порядка 50 судов.

    По состоянию на середину 2016 года речные круизные суда по внутренним водным путям России перевозили примерно 350 тыс. туристов. При сохранении динамики сокращения круизного флота к 2030 году такими услугами смогут воспользоваться до 200 тыс. туристов. По экспертным оценкам, потенциально объем рынка составит к тому времени до 1 млн туристов.

    Необходимо принятие  срочных  мер по исправлению ситуации. Считаю, что продуманный и комплексный подход к водной транспортной инфраструктуре позволит создать условия для появления туристических кластеров, новых круизных маршрутов – как внутренних, так и транзитных через территорию нашей страны. Также уверен, что существует острая необходимость в разработке  государственной программы по поддержке перевозчиков и в формировании государственного заказа на пассажирские  перевозки внутренним водным транспортом по убыточным социально значимым маршрутам. Я имею в виду акватории Азовского и Черного морей, включая возрождение скоростного пассажирского сообщения, а также акватории рек Дальнего Востока. Также можно отметить, хотя это не относится к речной навигации, что на Амурском заводе были заложены два грузопассажирских парома для линии Холмск-Ванино.

    То есть направлений много, в том числе и довольно экзотических. Например, мы разработали на базе аварийно-спасательного судна ледового класса арктическую яхту, способную в сезон преодолевать ледовые поля вплоть до Северного полюса и с которой можно осуществлять погружение на подлодке под лед. Спрос на такой туризм тоже есть.

    Хотя массовый сегмент – это все же внутренние водные пути и мы в своей работе ориентированы прежде всего на него.

    - Насколько конкурентоспособно строительство таких судов на верфях ОСК и каковы пути повышения конкурентоспособности?

    - Необходимость массового обновления устаревшего пассажирского речного флота понятна всем, но денежных средств  для этого у многих судовладельцев недостаточно, сроки окупаемости судов довольно значительны. В этом случае лизинг – это именно тот инструмент, который может позволить приобретать суда, не отвлекая денежные средства компаний. Лизинг с использованием выделенных государством бюджетных средств позволяет особо заинтересовать судовладельцев строить суда на отечественных верфях своими низкими ставками, возможностью процентных «каникул» и распределением авансовых платежей. Это дает возможность верфям повысить уровень конкурентоспособности благодаря тому, что российские верфи могут предложить не только строительство судна, но и финансовый продукт для его строительства.

    Опыт строительства судов проекта PV 300 показал, что такой подход способен реально заинтересовать операторов строить суда нового поколения на наших верфях, даже несмотря на период экономического спада.

    Кроме того, у нас имеются инвестпрограммы по модернизации верфей, ориентированных на речное круизное судостроение, то есть предприятий «Красное Сормово» и «Судостроительного завода «Лотос». Например, завод «Лотос» является резидентом особой экономической зоны и мы уже произвели замену оборудования по заготовлению металла, а в рамках имеющейся инвестпрограммы можно будет значительно повысить эффективность производства. Так, восстанавливается участок производства алюминиевых конструкций надстройки судна, который ранее был не востребован ввиду отсутствия заказов на строительство круизного флота. Также мы продолжим работу по оснащению линиями изготовления плоских секций методом полуавтоматической сварки на заводе «Красное Сормово».

    Развитие круизного судостроения, помимо модернизации собственного производства, дает нам возможность привлечь к работе и смежников. Это и производство композитных материалов, и судовой мебели… То есть круизное судостроение – драйвер роста для всей отрасли.

    - Какие финансовые механизмы может предложить ОСК для заказчиков таких судов?

    - Прежде всего хочу отметить, что на выделенные из федерального бюджета 6,4 млрд руб. с 2009 по 2016 годы было заключено контрактов на строительство 34 судов общей стоимостью 11,8 млрд руб., используя внебюджетные средства в виде авансов лизингополучателей и возвращенные средства в рамках договоров лизинга.

    В настоящее время ОСК разработана новая лизинговая программа, при условии успешной реализации которой объем строительства может существенно увеличится. Сейчас программа проходит согласование с федеральными органами исполнительной власти. По предварительным расчетам, за 15 лет программа позволяет произвести оборот госинвестиций трижды.

    Реализация программы позволит на постоянной основе выполнять мероприятия импортозамещения материалов и судового оборудования. Это будет достигаться за счет создания условий по приобретению отечественных комплектующих для строительства судов, локализации иностранных производств в России, концентрации для этого заказов на строительство судов с учетом логистики, а также контроля за выполнением данных мероприятий.

    Также, благодаря программе, мы рассчитываем сбалансировать российский рынок строительства судов, предоставив заказчикам льготное финансирование взамен на лояльность в требованиях по выбору оборудования, материалов, цене, срокам и другим критериям. Предприятиям будет обеспечена большая свобода действий в рамках контрактных обязательств, в том числе и в части импортозамещения.

    Кроме того, программа позволит решить социальную задачу предприятий отрасли путем избирательного размещения заказов, через развитие градообразующих предприятий, создание дополнительных рабочих мест.

    Убежден, что ожидаемый объем судостроения по лизинговой программе ОСК обеспечит замену существующего устаревшего морально и физически флота. Тем более, что по долгосрочному прогнозу до 2050 года, объем строительства флота – а это тысячи судов, по уровню капитальных вложений значительно превысит текущие расходы.

    Беседовал Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен