Построим всех
С завершением проекта судостроительного комплекса «Звезда» в России может появиться интегрированная система по строительству крупнотоннажных судов: крупные насыщенные блоки будут создаваться на частных верфях и верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), а их соединение происходить на СК «Звезда». Впрочем, здесь есть свои «подводные камни».
К нам приехал «Голиаф»
Российская судостроительная отрасль может превратиться в один большой консорциум. Так, по словам заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина, с завершением проекта по созданию судостроительного комплекса «Звезда» Россия сможет строить суда практически любых размеров – танкеры дедвейтом до 350 тыс. тонн и газовозы арктического класса до 250 тыс. тонн, а также военные корабли, например, авианосец водоизмещением более 100 тыс. тонн. Здесь же могут строиться и атомные ледоколы-лидеры. По словам Дмитрия Рогозина, в настоящее время на площадке комплекса начаты работы по рытью котлована шириной 114 м.
«Мы теперь не имеем никаких ограничений по тоннажу гражданских и военных судов, которые можно там строить», - сказал заместитель председателя правительства.
Более того, СК «Звезда» может стать венцом отечественной судостроительной промышленности, замкнув на себя ее технологическую цепочку. Так, по мнению министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, благодаря наличию на СК «Звезда» кранов «Голиаф» грузоподъемностью в 1200 тонн, здесь можно будет собирать воедино крупные насыщенные блоки, которые, в свою очередь, могут строиться на других верфях – как входящих в периметр ОСК, так и не входящих.
Вопрос, однако, заключается в том, насколько эта система окажется конкурентоспособна в сравнении с теми же южнокорейскими судостроителями. Вряд ли кто-то будет строить в России крупнотоннажные танкеры и газовозы, кроме как российские вертикально-интегрированные нефтяные и газовые компании (ВИНКи), занимающиеся освоением морских, преимущественно арктических, месторождений.
Дело, однако, в том, что СК «Звезда» - это проект консорциума инвесторов во главе с «Роснефтью», и другие ВИНКи, судя по всему, относятся к нему с настороженностью.
Так, например, в октябре 2016 года в ходе международной конференции и выставки по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа Offshore Marintec Russia заместитель генерального директора «Газпром флот» по флоту и капитальному строительству Александр Тархов заявил, что его компания имеет негативный опыт работы с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта (ДЦСС), в периметр которого входит завод «Звезда».
«ДЦСС мало того, что является компанией, имеющей иски по судам... она еще и требует для себя заказов с целью их передачи на СК «Звезда». Возникает вопрос о целесообразности размещения на «Звезде». Пусть «Роснефть» сначала разберется с ДЦСС, обеспечив строительство серии судов, только после этого можно рассматривать размещение там заказов», - сказал тогда Александр Тархов.
Кроме того, государственная ОСК также имеет свои планы по развитию и была бы не прочь заняться строительством тех же ледоколов-лидеров на «Северной верфи» и «Балтийском заводе», где предполагается провести соответствующую модернизацию.
Стапель необходимых размеров под строительство тех же атомоходов-лидеров имеется и на крымском заводе «Залив», который не входит в периметр ОСК.
В такой ситуации ВИНКи, за исключением самой «Роснефти», по крупнотоннажным судам могут предпочесть выбрать проверенных южнокорейских поставщиков, ледоколы будут строиться на предприятиях ОСК, другие суда – на частных верфях и в Крыму. Но при таком развитии событий инвестиции в СК «Звезда» не окупятся. Поэтому вполне возможно некое законодательное стимулирование или административное давление ради «подъема» этого проекта. С другой стороны, государственный протекционизм, как правило, приводит к снижению качества и срыву сроков.
Впрочем, при наличии большого числа заказов работы должно хватить всем. Если говорить о крупных судах и кораблях, то в планах правительства к 2025 году построить три атомохода-лидера, рассматривается возможность строительства упомянутого авианосца и вертолетоносцев. Уже имеются контракты на строительство 35 судов рыбопромыслового флота. Потребность более мелкого флота оценивается в сотни судов. Львиная их доля «завязана» на проекты по освоению арктических месторождений.
Виталий Чернов.