• 6 декабря 2007

    Перевалка по-таллиннски

    В последние годы экономические и политические события диктуют новые условия для работы портовых комплексов Прибалтики. Порты вынуждены искать новые пути для повышения привлекательности своих терминалов. В частности, чтобы вписаться в конкурентную среду, ряд прибалтийских портов претерпел существенную реструктуризацию. Как было отмечено на международной конференции в Риге “Транзитная роль Прибалтики в нефтеторговле”, сегодня большинство портов Эстонии, Латвии и Литвы создают все условия, повышающие привлекательность инвестиций в инфраструктуру и технологии. В частности, крупнейший порт Эстонии – Таллинн около десяти лет назад был переориентирован из сервисного порта в порт-арендодатель. Сегодня Таллинн работает как порт-арендодатель и не занимается своей собственной деятельностью по обработке грузов. жалтике. о и пассажирского грузооборота Таллинн - крупнейший Эстония - морская к свои нужды, так и других регионов мира.

     

    Транспортный коридор

     

    По данным, озвученным на международной конференции, около 60% общего грузооборота порта Таллинн приходится на наливные грузы, среди которых преобладают нефтепродукты. Регион Прибалтики традиционно выступает важнейшим транспортным коридором, соединяющим крупнейшие экономические регионы мира. На долю российского транзита по нефтепродуктам до мая текущего года приходилось около 25 млн. тонн нефтепродуктов, что составляло примерно четверть общего экспорта российских нефтепродуктов.

    Между тем грузооборот Таллинна в том числе и из-за ограничений ОАО “РЖД” на транспортировку грузов через Эстонию последние несколько месяцев устойчиво снижался. Согласно статистике порта, по итогам 10 месяцев 2007 года оборот сократился на 8,1% до 31,3 млн. тонн. Основной спад произошел в структуре нефтеналивных и транзитных грузов.

    Кроме России, целевые рынки включают США, Голландию, Данию, Швецию, Великобританию. Основные грузоотправители по нефтепродуктам – это Киришский, Ярославский и Новополоцкий НПЗ. При этом, как было отмечено на конференции, торговые потоки между странами региона неуклонно год от года растут.

    Порт Таллинн состоит из пяти гаваней: Мууга, гавань Старого города, гавань Paljassaare, гавань Юж. Палдиски и гавань Saarema, каждая из которых пригодна для круглогодичной навигации, и может принимать все классы судов, способных пройти через Датские проливы.

    Перевалка основного груза порта - нефти и нефтепродуктов - может осуществляться в трех гаванях порта. Большинство транзитно-сервисных нефтяных терминалов сосредоточено в гавани Мууга. Их общий резервуарный парк составляет около 1,1 млн. кубических метров. Еще по одному терминалу по обработке нефтяных грузов расположены в гавани Юж. Палдиски (резервуарный парк – 259,9 тыс. куб. метров) и в гавани Paljassaare (резервуарный парк – 47,37 тыс. куб. метров).

     

    Нефтяные терминалы

     

    Pakterminal – эстонско-голландское СП с основным видом деятельности, определенном как погрузка нефти и нефтепродуктов и услуги по хранению нефтематериалов. Сейчас на Pakterminal возведены и работают мощности хранения (33 резервуара) общим объемом 305 тыс. куб. метров. Кроме того, на терминале есть наливные отгрузочные железнодорожные эстакады на 68 цистерн для темных и 34 цистерны для светлых нефтепродуктов. Длина железнодорожных путей на терминале составляет 9 км, маневрирование обеспечивается тремя локомотивами. В эксплуатации находятся три причала, самый большой из которых в состоянии принимать суда дедвейтом свыше 150 тыс. тонн. Скорость погрузки нефти и нефтепродуктов на суда свыше 5,5 тыс. куб. метров. На железнодорожных эстакадах можно разгружать свыше 600 цистерн в сутки.

    Терминале Eurodek специализируется на морской и железнодорожной транспортировке нефти и нефтепродуктов, их перевалке и хранению. Eurodekрасполагает 27 резервуарами общей емкостью 305 тыс. куб. метров, перевалка нефтепродуктов осуществляется на 4 железнодорожных эстакадах. На терминале работают пять причалов, самый большой из которых может принимать суда дедвейтом до 300 тыс. в зависимости от технических характеристик, а скорость погрузки составляет 7 тыс. куб. метров в час. На железнодорожных эстакадах терминала можно ежедневно разгружать до 700 цистерн.

    Транзитный терминал AS Estonian Oil Servise (E.O.S) специализируется на повторной погрузке российского и белорусского мазута. Терминал расположен вблизи гавани Мууга и сообщается с нею через трубопроводы с электрическим подогревом. Через трубропровод мазут с терминала E.O.S подается на причалы в гавани Мууга, где есть возможность обслуживать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн.

    Единственный нефтепродуктовый терминал в Палдиски - AS Alexela. Основным видом деятельности Alexela является организация транзита светлых нефтепродуктов и нефтехимии. Объем резервуарного парка терминала – 259,9 тыс. куб. метров. Погрузка нефтепродуктов осуществляется с 3 погрузочных эстакад: нефтепродуктовой (на 68 мест), химической (на 12 мест), а также эстакады под СУГ (на 5 мест). В эксплуатации также находятся два причала, работающие с судами дедвейтом до 65 тыс. тонн.

     

    По материалам Международной конференции “Транзитная роль Прибалтики в нефтеторговле”.

     

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен