Бангладеш наращивает мощность морских портов
В Народной Республике Бангладеш наблюдается быстрый рост экономики. Страна активно развивает свои морские порты, чтобы стимулировать экспортно-импортную деятельность.
В течение последних двух лет внутренний валовый продукт (ВВП) Бангладеш растет примерно на 7% в год. В середине марта Организация объединенных наций (ООН) заявила, что Бангладеш имеет право повысить свой статус страны с наинизшим уровнем экономического развития до уровня развивающейся страны.
Порт Читтагонг, главный порт страны, имеет проектную мощность перевалки до 1,7 млн. TEU. В 2017 году в порту было обработано 2,56 млн. TEU контейнерных грузов, что на 9,36% по сравнению с прошлым годом, а в 2016 году порт перевалил 2,34 млн. TEU (+17%).
В интервью корреспонденту ИАА «ПортНьюс» секретарь администрации порта Читтагонг (CPA) Омар Фарук сообщил, что грузооборот порта увеличивается в последние месяцы за счет обновления перегрузочного оборудования и строительства новых грузовых площадок.
«В 2017 году мы заключили контракты на поставку 51 единицы различного оборудования. Некоторое оборудование уже прибыло в порт, а некоторое будет доставлено в течение нескольких месяцев », - сообщил Омар Фарук.
По его словам, оборудование включает козловые краны, перегружатели на колесном ходу, погрузчики груженных контейнеров, автопогрузчики порожних контейнеров, портальные автопогрузчики, контейнеровозы и другое оборудование.
Руководитель администрации порта рассказал, что к 2019 году будет завершено строительство контейнерного терминала Патенга (PCT), к 2021 году – контейнерного и многоцелевого терминала (Bay Container & Multipurpose Terminal), к 2022 году – контейнерного терминала Карнафули (KCT). Многоцелевой терминал Матарбари (MMT) будет завершен к 2024 году. Это позволит значительно нарастить перевалочные мощности порта.
По словам собеседника ИАА «ПортНьюс», в настоящее время продолжается реализация проекта стоимостью 2,42 млрд. бангладешских така (около $30,25 млн.) по дноуглублению реки Карнафули. Это позволит увеличить глубину подходного канала для прохода судов осадкой 8,5 метров. Ранее судам с осадкой более 7 метров сложно было подходить к причалам порта. Дноуглубительный проект финансируется из собственных средств администрации порта.
Второй морской порт страны порт Монгла также демонстрирует устойчивый рост грузооборота. Расширение возможностей порта связано с развитием столицы страны городом Дакка. Соседние страны, такие как Индия, Непал и Бутан, также заинтересованы в использовании этого порта для своих торговых грузопотоков.
В прошлом финансовом году (1 июля 2016 г. – 30 июня 2017) в порт совершили заходы 859 судов, в порту обработано 7,513 млн тонн грузов. В 2015-2016 году – 636 судозаходов и 5,79 млн тонн грузов.
Вместе с тем, в прошлом финансовом году в порту Монгла снизил контейнерооборот: 26 952 TEU по сравнению с 41 953 TEU в 2015-2016 годах.
Председатель администрации порта Монгла, коммодор А. К. М. Фарук Хассан сообщил корреспонденту ИАА «ПортНьюс», что в настоящее время проводятся проектно-исследовательские разработки для увеличения грузооборота контейнеров.
Фарук Хассан сообщил, что в настоящее время в порту продолжается дноуглубительный проект стоимостью $1,66 млрд. така (около $20,81 млн.) и объявлен тендер на новые дноуглубительные работы на сумму 7,12 млрд. така (около $89,06 млн). Создается система управления движением судов, строятся два морских причала.
Глава администрации порта Монгла рассказал, что сейчас ведутся переговоры с китайской госкомпанией по проекту строительства контейнерного терминала, площадки для доставки контейнеров и хранения контейнеров, что увеличит перевалочные мощности для 500 тыс. TEU.
«Порт будет играть ключевую роль в экономическом развитии юго-западной части страны», - отметил Фарук Хассан.
В юго-западной части Бангладеш будет также построен новый морской порт Пайра. Сейчас он представляет собой рейдовых терминал на основе которого и планируется создание полноценного порта.
В ближайшее время начнутся капитальные дноуглубительные работы на подходном канале порта Пайра. Работы будет осуществлять совместное предприятие бангладешской дноуглубительной компании с бельгийской компанией Jan De Nul. Планируется, что в финансировании этого проекта будет участвовать банковская корпорация HSBC в объеме $600 млн.
Порт Пайра уже объявлен в качестве национального приоритетного проекта. На 2021 год запланировано строительство терминала для навалочных грузов, через год – терминал для перевалки контейнеров. Также планируется строительство многоцелевого терминала.
В свою очередь, председатель администрации порта Пайра Коммодор М. Джахангир Алам сообщил ИАА «ПортНьюс», что порт будет иметь сообщение водным железнодорожным и автотранспортом со столицей Бангладеш, что привлечет инвесторов и и грузоотправителей.
«Транспортная доступность важна для процветания экономики и торговли страны. Бангладеш готовится справиться с увеличением объема грузопотоков, поскольку страна повышает свой статуса», - заявил представитель портовой администрации.
Тем временем Бангладеш также работает над созданием глубоководного порта для обслуживания растущей внешней торговли, поскольку в случае отсутствия глубоководных портов крупнотоннажные линейные суда не смогут попасть в морскую акваторию страны.
В настоящее время существующие порты не могут принимать суда осадкой более 8,5 м. Планируется построить глубоководный порт вблизи района Матарбари глубина подходных каналов и причалов которого будет достигать 16 метров. Исследование, проведенное Японским агентством международного сотрудничества JICA, подтвердило, что в этот будущий порт смогут заходить контейнеровозы вместимостью 8 тыс. TEU.
Правительство Японии будет финансировать строительство этого глубоководного порта. Сейчас уже ведется технико-экономическое обоснование проекта.
Корреспондент ИАА «ПортНьюс» Сейфуль Ислам