Закрыть нельзя грузить
В Госдуму России внесен депутатский законопроект о закрытой перевалке пылящих грузов в морских портах. Ранее правительство не согласовало данный законопроект. Эксперты считают его излишним и политически мотивированным, а его принятие способным остановить экспорт угля из портов страны (порядка 154 млн тонн в год).
Откуда Находку видно?
В Госдуму России внесен законопроект «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предписывается закрытый способ перевалки пылящих грузов в морских портах России. Законопроект вносится группой депутатов Госдумы от фракции ЛДПР.
Ранее на имя одного из депутатов – соавторов документа Андрея Андрейченко был направлен отзыв со стороны правительства России (копия имеется в распоряжении ИАА «ПортНьюс»). В отзыве указывается, что требования к оборудованию терминалов уже регулируются Техрегламентом, а предложение финансировать возведение пылезащитных объектов за счет средств федерального бюджета невозможно, поскольку оборудование терминалов производится за счет средств их владельцев.
На запрос ИАА «ПортНьюс» депутат Андрей Андрейченко к моменту публикации данной статьи не ответил.
По мнению экспертов отрасли, закрытый способ перевалки угля противоречит мировому опыту и сам по себе представляет опасность из-за концентрации взрывоопасных веществ в закрытых помещениях. В случае принятия закона, его исполнение ляжет бременем либо на федеральный бюджет, либо на собственников терминалов на фоне серьезной нехватки балкерных мощностей в портах России, о чем более подробно мы писали ранее >>>>
В комментарии для ИАА «ПортНьюс» председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Дмитрий Тарасов согласился с мнением правительства о нецелесообразности дополнительного регулирования этой сферы.
«Считаю принятие поправки неактуальным, так как сегодня уже существует достаточно регулирующих данный вопрос документов, в том числе и направленных на внедрение новых технологий, которые позволят осуществлять деятельность стивидоров с соблюдением природоохранного законодательства, - пояснил свою позицию Дмитрий Тарасов. - Тем более, что терминалами, занимающимися перегрузкой угля, проделана огромная работа по внедрению технологий пылеподавления. Правительством России и местными органами власти проводится последовательная политика по исполнению поручения Президента России №524».
Действительно, администрация Приморского края готовит предложения по увеличению штрафов за загрязнение окружающей среды. О необходимости повышения ответственности стивидоров ранее заявил заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев.
В марте 2018 года были подписаны соглашения правительства Приморского края со стивидорными компаниями порта Находка (где вопрос угольной пыли стоял особенно остро) о поэтапном прекращении перевалки угля открытым способом. Всего было подписано порядка десяти соглашений. Стивидорные компании, работающие в порту, на сегодняшний день уже вложили более 450 млн руб. в экологические мероприятия.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» и. о. вице-президента по стивидорной и судоходной деятельности Восточной горнорудной компании (ВГК) Андрей Механиков, законопроект отличается размытостью формулировок.
«Похоже, что авторы текста не очень отчетливо представляли предмет своего законотворчества. Если говорить о полностью закрытых складах, полностью исключающих вынос пыли во внешнюю среду, то такие решения очень редко применяются в силу своей дороговизны, - отметил Андрей Механиков. - Требования по устройству крытых складов в абсолютном большинстве случаев сделает наш экспорт неконкурентоспособным. Кроме того устройство крытого склада не позволит в дальнейшем наращивать объёмы ввиду его ограниченной площади. Сам термин «исключающий» имеет в данном контексте некую абстрактную составляющую, так как пылить груз все равно будет на смежных со складом транспортных участках участках. Что такое «закрытые зоны пересыпки» тоже не совсем понятно. Если имеется ввиду закрытые конвейерные галлереи и пересыпные башни, то такие сооружения уже достаточно давно и успешно применяются, во многих угольных портах».
По словам эксперта, при замене дискретной технологии погрузки кранами на более высокопроизводительные машины непрерывного цикла практически всегда новые конвейеры оборудуются закрытыми галереями и системами орошения и пылеподавления. Системы орошения, установленные внутри конвейерных галлерей в комплексе с системами орошения штабелей показали очень высокую эффективность. Например, в порту Шахтерск для замены отгрузки с помощью портального крана были применены два новых телестакера, а для пылеподавления применяется как орошение штабелей, орошение внутри галерей, так и снежная пушка на мобильной установке, рассказал Андрей Механиков.
Кроме того, по его словам, во многих местах применяются ограждающие и осаживающие сетки. «Надо сказать, что применение сеток имеет эффект на складах небольшой площади, по мере роста площади склада эффективность сеток падает. Так же нужно отметить, что все современные вагоноопрокидыватели оборудованы системами аспирации. Применение комплекса мер, наиболее подходящих к каждому конкретному случаю позволяет бороться с проблемой не менее эффективно, чем требования строительства неокупающихся капитальных сооружений. Тем более, что во многих случаях использование закрытых складов может потянуть за собой новые проблемы связанные со взрыво- и пожароопасностью», - считает эксперт.
Отметим, что ВГК, чтобы решить проблему, организовала перевалку угля на рейдовом комплексе порта Шахтерск (Сахалин), о чем более подробно мы писали ранее >>>>
Политика пришла за углем
Депутатская инициатива может быть продиктована политическими интересами определенных сил, конкурирующих за власть в соответствующих регионах.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» заместитель главного редактора ИА REGNUM Игорь Павловский, «если законопроект не поддержан правительством и затем внесен на рассмотрение Госдумы группой депутатов, то вероятность прохождения такого закона невелика: скорее всего, такой документ не поддержит фракция «Единая Россия».
«Нельзя исключать, что деятельность депутатов по продвижению данного законопроекта вопреки позиции правительства может быть продиктована намерением вызвать дополнительный ажиотаж вокруг запрета открытой перевалки угля, что негативно скажется на выборах глав связанных с углем регионов. В сентябре на выборы идут врио губернаторов в Кузбассе и в Приморском крае», - предположил эксперт.
Таким образом, ввиду отрицательного отзыва со стороны правительства стивидорам вряд ли стоит беспокоиться – данный законопроект, скорее всего, не будет принят. Однако для того, чтобы подобные инициативы не возникали в будущем, федеральным и региональным властям следует продолжить проводить достаточно жесткую политику по борьбе с нерадивыми стивидорами, перегружающими экологически опасные грузы «дедовскими» способами.
Виталий Чернов, Надежда Малышева.