Композиты выйдут в море
Первые отечественные контейнеры-цистерны с сосудами из полимерных композиционных материалов (ПКМ) уже находятся в опытной эксплуатации и используются для транспортировки химически агрессивных сред железнодорожным, речным и автомобильным транспортом. После формирования международной нормативной базы по их использованию на море, спрос на контейнеры-цистерны с сосудами из ПКМ может резко вырасти.
Важно, чтобы отечественные предприятия к этому моменту были готовы наравне с зарубежными компаниями серийно производить это транспортное оборудование.
Полимерные композиционные материалы благодаря экономичным технологиям производства полимеров уже становятся альтернативой металлу. Сфера их применения ежегодно расширяется. По мнению участников конференции «Контейнеры и контейнерные перевозки. Актуальные вопросы, идеи, решения», организованной Российским морским регистром судоходства (РС, Регистр), наиболее перспективной нишей для массового внедрения новых материалов станет изготовление контейнеров–цистерн. Они смогут использоваться на транспорте в мультимодальном обращении при перевозках наливных опасных грузов, включая химически агрессивные среды, для которых использование металлических материалов неэффективно.
Технология производства изделий из ПКМ не нова. Композиты уже применяются в различных секторах экономики, в том числе и на транспорте. Однако процесс их внедрения не быстрый, ведь необходимо одновременно разрабатывать нормативную базу для использования нового материла – формировать требования к проведению испытаний, сертификации, эксплуатации и т. д. Особенно, это касается именно мультимодальных перевозок опасных грузов с участием морского транспорта, где предъявляются самые высокие требования к безопасности.
Пропуск в море
Сегодня контейнеры–цистерны с сосудами из ПКМ (далее КЦ-ПКМ), пусть и в ограниченном количестве, но уже используются для доставки жидких, химических и нефтехимических грузов автомобильным, речным и железнодорожным транспортом. Однако перевозка таких цистерн морем ограничена. «КЦ-ПКМ допускается использовать на море только в коротких международных рейсах на расстояние не более 250 миль от порта отправки, и только при условии их установки на шасси. При этом необходимо иметь в наличии документы по сертификации такого транспортного оборудования в соответствии с требованиями ДОПОГ, после чего данному транспортному оборудованию допускается присвоить тип цистерны ИМО 4», - сообщил на конференции ведущий научный сотрудник Сколковского института науки и технологий Иван Сергеичев.
По словам начальника отдела по техническому наблюдению за контейнерами главного управления РС Александра Фетисова, хотя такое оборудование востребовано на рынке перевозки опасных грузов, его применение в международных морских перевозках ограничено из-за отсутствия необходимых международных требований. Для решения этого вопроса от имени Российской Федерации в Комитет экспертов ООН по перевозке опасных грузов направлена нота о включении соответствующих требований в Типовые правила ООН, а затем – в нормативные документы ИМО.
Как отметил главный специалист РС Сергей Докучаев, в 2016 году были проведены научно-исследовательские работы (НИР) с целью создания правил проектирования, изготовления, испытаний и эксплуатации контейнеров-цистерн с сосудами из ПКМ, на основании которых была подготовлена Нота РФ, которая была представлена в Комитет экспертов ООН на 52 сессию комитета. В настоящее время проводятся работы в рамках рабочей группы, результаты которой будут рассмотрены на 55 сессии (TDG 55) в конце июня - начале июля 2019. В случае принятия положительного решения по этому вопросу начнется работа по включению требований к КЦ-ПКМ в Типовые правила ООН с последующим включением этих требований в МК МПОГ, ДОПОГ и МПОГ. Эта процедура может занять от года до двух лет, но в результате КЦ-ПКМ можно будет использовать без ограничений при перевозках всеми видами транспорта.
Альтернатива металлу
Формирование нормативной базы для использования КЦ-ПКМ будет способствовать резкому росту спроса на эту продукцию, поскольку основной объем международных перевозок осуществляется морским транспортом. Отечественные изготовители уже сейчас готовятся обеспечить потребности рынка в новом транспортном оборудовании, чтобы успешно конкурировать с зарубежными изготовителями.
Концерн «Уралвагонзавод» в сотрудничестве с рядом научно-исследовательских организаций при участии Регистра создал первые отечественные образцы таких контейнеров. По информации директора департамента развития гражданской продукции АО «НПК «Уралвагонзавод» Андрея Абакумова, разработан новый полимерный композиционный материал и технология производства КЦ-ПКМ, изготовлены опытные образцы, проведены необходимые испытания.
Перечисляя преимущества КЦ-ПКМ, Андрей Абакумов отметил, что срок их службы для перевозки агрессивных веществ увеличен до 30 лет в диапазоне температур эксплуатации от -50 до +60 . Полимерные композиционные материалы более безопасны, они эластичнее, чем металл по отношению к внешним воздействиям. Кроме этого благодаря наличию химически стойких слоев внутри сосуда в нем можно перевозить любые химически агрессивные вещества. Это также значительно упрощает и удешевляет процедуру очистки цистерны: достаточно промыть ее водой с моющим веществом. То есть не придется применять пропарку и проводить ежегодную процедуру гуммировки котла при перевозке химических грузов. Из-за отсутствия коррозии минимизированы затраты на сервисное обслуживание в течение жизненного цикла.
Компания «Инфотек-Балтика М», парк танк-контейнеров которой составляет 20% от общего числа такого оборудования, работающего России, с 2016 года ведет опытную эксплуатацию КЦ-ПКМ. По информации директора технического департамента «Инфотек-Балтика М» Дмитрия Самаркина за это время каждый контейнер-цистерна преодолел расстояние более 40 тыс. км (в том числе с грузом в среднем 20 тыс. км) доставив более 300 тонн кислоты. При транспортировке соляной кислоты оборудование продемонстрировало положительные эксплуатационные качества: КЦ-ПКМ прост в обслуживании, не требует дополнительных затрат, ремонтопригоден. «С 2015 года иностранные компании, такие как Admor Composites, Tankwell, Omni Willig Carbon начали осваивать новую продукцию (контейнеры с сосудами из ПКМ). Сегодня в эксплуатации уже более 100 контейнеров-цистерн из ПКМ. Российские компании, а это 5 потенциальных производителей - после 2016 года не изготовлено ни одного танк-контейнера из ПКМ. Пора строить новые контейнеры!», - уверен Дмитрий Самаркин.
Готовность к конкуренции
По оценкам Ивана Сергеичева, в России эксплуатируется около 20 тыс. контейнеров-цистерн, предназначенных для перевозки разных видов грузов. Из них 5 тыс. единиц для транспортировки коррозионных грузов 8 класса (олеум, кислота серная техническая, водный раствор едкого натра, соляная кислота т.д.), в т.ч. требующих разогрева перед выгрузкой, а также жидких и застывающих опасных грузов 3, 6, 9 классов.
«В ближайшие 5 лет, около 10 тыс. контейнеров-цистерн для транспортировки химических и нефтехических грузов подлежат замене. В их числе контейнеры-цистерны из нержавеющей стали, которые превращаются в решето после трех лет эксплуатации. Наша задача заместить этот выбывающий парк – КЦ-ПКМ», - отметил генеральный директор АО «Русско-Балтийский вагонный завод» Виталий Кисличенко.
Впрочем, пока КЦ-ПКМ уступают металлическим аналогам по цене. По информации игроков этого сегмента рынка, стоимость контейнера-цистерны из нержавеющей стали китайского производства составляет $30 тыс., а КЦ-ПКМ финского производителя около $50 тыс. Однако, если учесть преимущества эксплуатации изделий из композитов в течение всего жизненного цикла, то выбор в их пользу очевиден.
Озвучивать стоимость изготовления опытного отечественного изделия из композитов участники проекта не стали. «Компаний, которые могут производить такие контейнеры серийно пока нет, но предпосылки организовать серийный выпуск такой продукции имеются», - охарактеризовал ситуацию Иван Сергеичев. Теперь главное, чтобы по мере развития нормативной базы начал формироваться спрос на такую продукцию. Это станет стимулом для создания и развития соответствующих производственных мощностей. Дополнительный импульс может придать государство, сформировав механизмы поддержки производств выпускающих инновационное отечественное транспортное оборудование.
«Будущее за композитами, - уверен Виталий Кисличенко. - Металл дорожает, а композиты будут дешеветь. «Уралвагонзавод» уже освоил производство, но пока из импортного сырья – смол, связующих, стекловолокна. Но сегодня уже есть российские разработки, которые предполагают замещение импортного стекловолокна на отечественный базальт, огне и химстойкий, и более прочный, но таких материалов еще мало». К 2020 году компания «Каменный век» (г. Дубна) планирует увеличить объемы производства базальта почти в 2 раза до 6 тыс. тонн в год. Это позволит вдвое уменьшить стоимость изделий из ПКМ. «Но, чтобы на равных конкурировать, например, с китайскими производителями, которые получают 25%-ную дотацию от государства на экспорт своей продукции, нашим властям стоило бы принять меры господдержки для выравнивания условий конкуренции в этом сегменте», - считает Кисличенко.
«Важно, чтобы отечественные предприятия к моменту принятия международных нормативных документов были готовы начать выпускать конкурентоспособное изделие», - резюмировал Дмитрий Самаркин.
Татьяна Вильде.