• Home
  • Relevant Topics
  • Андрей Механиков: «Успех рейдовой перевалки привел к пересмотру концепции развития порта»
  • 18 марта 2019

    Андрей Механиков: «Успех рейдовой перевалки привел к пересмотру концепции развития порта»


    В порту Шахтерск (Сахалин) принято решение отказаться от масштабного берегового строительства в пользу развития рейдовой перевалки. Через 2-3 года порт планирует выйти на уровень грузооборота в 20 млн тонн в год, при этом негативное воздействие на экологию даже снизится. Об этом в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал вице-президент по стивидорной и судоходной деятельности «Восточной горнорудной компании» (ВГК) Андрей Механиков.

    - В мае 2018 года на рейде порта Шахтерск начал работать первый перегрузочный комплекс. Андрей Андреевич, Как вы оцениваете его работу за это время, в чем проявились преимущества такого способа перевалки?

    - Перегружатель показал настолько высокую эффективность, что в конечном итоге это даже привело к пересмотру концепции дальнейшего развития порта. Ранее мы планировали в течение нескольких лет развивать рейдовую перевалку экстенсивным методом до объемов в 6-7 млн тонн в год и держать ее на этом уровне, пока не будет построена выносная эстакада.

    После ввода в работу перегружателя East Mining Сompany стала очевидной возможность переваливать на рейде гораздо больший объём груза за навигацию, причем на бескрановые суда большего тоннажа. Таким образом, использование перегружателя дало возможность решить две основные задачи, ради чего ранее планировалось строить выносную эстакаду: это увеличение объема перевалки за навигацию (порядка 130 рабочих дней) и обслуживание судов типоразмера Panamax и больше.

    Естественно, что операционные затраты при прямой погрузке будут немного ниже, чем при работе на рейде, но капитальные затраты на строительство выносной эстакады - это уже цифры совершенно другого порядка, особенно с учетом удаленности Сахалина от основной инфраструктуры.

    Кроме того, запасов Солнцевского месторождения при планируемой интенсивности добычи хватит на 15-20 лет, а далее дорогостоящие гидротехнические сооружения стали бы своего рода памятниками нерациональным решениям. В отличие от них, рейдовый флот всегда  сможет уйти на новое место работы или быть проданным.


    Кроме того, есть и другие преимущества по сравнению со старой технологией обработки крановых судов. Например, мы заметили большую устойчивость перегружателя и соответственно пришвартованного к нему челнока, что позволяет работать при более плохих ветроволновых условиях, чем было возможно раньше.

    - Какие еще мероприятия предпринимает компания для роста производительности работ по перевалке?

    - В течение прошлой навигации мы определили сдерживающие факторы роста производительности: это малая мощность береговой судопогрузочной машины и малый размер судов-челноков для доставки груза от причала к перегружателю.

    С учетом полученного опыта стало возможным говорить о выходе на 10 млн тонн в год в навигацию 2019 года. Для достижения этой цели была заменена старая судопогрузочная машина на причале с производительностью 3000 тонн в час на две новых по 4000 тонн в час, приобретены четыре новых челнока грузоподъемностью по 8000 тонн, привлечён ещё один перегружатель.

    - Новый перегружатель вы будете арендовать?

    -Будем его использовать по договору бербоут-чартера. Владелец перегружателя - наш партнёр, сингапурская компания Rocktree, имеющая большой опыт рейдовой перевалки в Индонезии и свой флот перегружателей, состоящий из пяти судов: Mara, Apollo, Zeus, RT Leo, RT Genova. Мы арендуем последнее.

    В настоящий момент на перегружателе завершаются работы по модернизации на верфи в Индонезии. Модернизация проводится в связи с тем, что ранее этот перегружатель, построенный на базе судна типоразмера Supramax, использовался как накопитель - перевозчик. Он загружал в свой трюм 50 тыс. тонн угля с речных барж, делал переход к месту стоянки океанских судов и перегружал уголь на них. В условиях Шахтёрска такая технология не нужна, поэтому было принято решение о переносе кранов из центра на правый борт. Это позволит организовать более эффективную работу с новыми широкими челноками при прямой перегрузке с челнока на океанское судно.

    - Какое оборудование используется на перегружателе вашего партнера, оно аналогично вашему?

    - В основном, все перегружатели оборудованы кранами Liebherr и конвейерным и судопогрузочным оборудованием Bedeschi, это мировые лидеры в этой области. Мы уже имеем опыт работы с данным оборудованием, так что проблем с персоналом быть не должно.

    В отличие от нашего перегружателя, RT Genova оборудован четырьмя сорокатонными кранами Liebherr CBG 350 с грейферами и потому имеет более высокую производительность. При этом мы будем использовать часть существующего собственного флота, в том числе буксиры. Все вновь привлекаемые нами суда имеют достаточно свежие годы постройки и другие параметры, позволяющие использовать льготы Российского международного реестра.
    Следующий этап роста потребует окончательной замены старого челночного флота на самоходные баржи дедвейтом от 8000 тонн, а также модернизации угольного склада в порту и, что самое главное, строительства магистрального конвейера от разреза до порта.

    - На какой уровень грузооборота вы рассчитываете выйти в ближайшие годы?

    - Успешная реализация этих задач позволит нам выйти через 2-3 года на уровень перевалки в 20 млн тонн в год.

    - Приведет ли рост производительности порта к усилению негативного влияния на экологию?

    - Как ни парадоксально это звучит,  но при таком росте производства нагрузка на окружающую среду будет только снижаться. Особенно сильно на это повлияет отказ от масштабного строительства в порту в пользу рейдовой перевалки и замена автотранспорта конвейером с закрытой по всей длине галереей.

    Дело в том, что естественные глубины в 18 -20 м начинаются более чем в километре от берега, при строительстве эстакады так или иначе производилась бы выемка и захоронение грунта,  обширные работы по берегу. При рейдовом развитии порта данных работ не будет, так как перевалка происходит на естественных глубинах, а береговая погрузочная часть будет размещаться на существующем причале.

    - Как обстоит дело с пунктом пропуска в порту Шахтерск?

    -Межведомственная комиссия под руководством представителя Минтранса России 4 марта 2019 года дала добро на открытие пункта пропуска в порту Шахтерск, что позволит нам сократить фрахт на три дня и соответственно повысить конкурентоспособность продукции.

    - Это проект вы реализовали полностью самостоятельно?

    -Строительство и оборудование было профинансировано полностью за счёт средств компании. Пункт пропуска на сегодня является самым современным в Сахалинской области. Это монолитное здание более 600 кв. м, оснащенное всей необходимой аппаратурой и комфортными условиями для несения дежурства. Проект был реализован при участии ЗАО ПМЦ «Авангард».

    Беседовала Надежда Малышева.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен