Капитан финансовых морей
На днях агентство Fitch присвоило российской судоходной компании «Совкомфлот» более высокий кредитный рейтинг, обновив его до уровня BB+ со стабильным прогнозом (Fitch). Повышение рейтинга отражает изменение в бизнес-портфеле компании, в первую очередь, за счет последовательного увеличения в нём доли индустриальных проектов с фиксированной доходностью.
Исключение из правила
Международные рейтинговые агентства, особенно в последние годы, редко удостаивают российские компании высоких кредитных рейтингов, ссылаясь, в первую очередь, на так называемые неконъюнктурные факторы. Тем не менее, на днях международное рейтинговое агентство Fitch повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) «Совкомфлота» до BB+ c BB, прогноз стабильный. Любопытно, что из ведущих мировых судоходных компаний рейтинг выше только у Maersk (Baa3 по версии Moody’s), однако глобально компания работает в другом сегменте и не оперирует танкерами, и Misc Berhard (Baa2 по версии Moody’s), а у большинства перевозчиков кредитных рейтингов нет вообще. Также показательно, что «Совкомфлот» имеет рейтинги всех трёх крупнейших мировых рейтинговых агентств, в то время большинство других игроков располагают лишь одним, некоторые – двумя.
Так, Teekay кредитный рейтинг находится ниже уровня «Совкомфлота» на пять ступеней (B3 по версии Moody’s), у Dynagas LNG Partners – на шесть ступеней ниже (Caa1 по версии Moody’s), у International Seaways на пять ступеней ниже (B3 по версии Moody’s и B- по версии S&P), у Mitsui OSK Lines - на одну ступень ниже (Ba2 по версии Moody’s), у Stena AB на три ступени ниже (B1 по версии Moody’s и B+ по версии S&P).
Секрет успеха
«Повышение рейтинга отражает улучшение бизнес-профиля «Совкомфлота» в плане расширения индустриального сегмента бизнеса, на который пришлось около 57% общей выручки в 2018 году против 34% в 2016 году», - отмечается в сообщении Fitch.
Кроме того, аналитики агентства ожидают, что скорректированный чистый левередж по денежным средствам от операционной деятельности (FFO) компании составит около 5х в 2019 году и порядка 4,6х в среднем в 2020-2022 годах, снизившись с пикового значения 2017 года, которое незначительно превышало 7х.
Рейтинг учитывает также масштаб деятельности компании, наличие довольно молодого и высокотехнологичного флота, диверсифицированную клиентскую базу и способность нивелировать рыночные риски.
Укрепление связи с государством и скорректированный на FFO леверидж на уровне заметно ниже 4.3х могут привести к повышению рейтинга компании, а негативное рейтинговое действие может последовать из-за роста капитальных затрат, что может сказаться на кредитных показателях «Совкомфлота». Понижение рейтинга также возможно в случае ослабления связи с государством, отмечается в сообщении Fitch.
Таким образом, стратегия группы «Совкомфлот», направленная на диверсификацию бизнеса и акцент на индустриальном сегменте дает свои плоды и предоставляет конкурентные преимущества в условиях нестабильного спотового рынка, о чем более подробно мы писали ранее >>>>
Дополнительную поддержку отечественной компании окажут усилия государства, направленные на приоритетное использование отечественных судов при перевозках углеводородов. По оценкам главы «НОВАТЭКа» Леонида Михельсона, к 2035 году производство сжиженного природного газа (СПГ) в российской Арктике может достичь 140 млн тонн в год, что предоставляет огромные возможности для «Совкомфлота» как отечественной танкерной компании и других российских игроков.
Виталий Чернов