Морские итоги ПМЭФ-2019
Петербургский международный экономический форум-2019 стал богатым на новости в судоходной и стивидорной сферах. Большинство соглашений касались Арктического и Балтийского бассейна. И это не удивительно, учитывая быстрые темпы освоения арктических месторождений и дефицит перевалочных мощностей по балкерным грузам.
«НОВАТЭК» дал по газам
В ходе Петербургского международного экономического форума-2019 (ПМЭФ) много внимания было уделено вопросам освоения арктических месторождений и вывоза продукции Северным морским путем. В первую очередь, речь идет о проектах «НОВАТЭКа». В настоящее время компания готовится к реализации проекта «Арктик СПГ-2», который предполагает создание терминала «Утренний» в Обской губе. В ходе ПМЭФ компания объявила о вхождении в данный проект китайских партнеров. В частности, с CNOOC Ltd. был подписан договор купли-продажи в отношении 10%-й доли участия в проекте «Арктик СПГ 2».
Также договор купли-продажи в отношении 10%-й доли участия в проекте был подписан между «НОВАТЭК» и 100%-м дочерним обществом «Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации» (CNPC).
«Проект («Арктик СПГ-2» - Ред.) очень технологичный. В нем будет меньше рисков и больше прибыли... Важно присутствие в проекте одного и того же партнера, как в проекте «Ямал-СПГ», так и «Арктик СПГ-2». Инфраструктура, которую мы создали в рамках «Ямал-СПГ» и будем дальше создавать в «Арктик СПГ-2», будет общая для двух проектов. Мы понимаем, что когда интересы у одних и тех же партнеров по проекту совпадают, то больше уверенность, что мы их успешно реализуем», - прокомментировал журналистам глава российской компании Леонид Михельсон.
Закрытие сделок ожидается в ближайшее время после получения необходимых регуляторных одобрений в РФ и КНР.
Проект «Арктик СПГ-2» предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью по 6,6 млн тонн в год. Вывоз продукции в таких объемах требует реализации значительной судостроительной программы, а также выстраивания эффективной логистики. С этой целью «на полях» форума было заключено соглашение о партнерстве между «НОВАТЭКом», главной российской танкерной компанией ПАО «Совкомфлот», китайской COSCO, заинтересованной в перевозках по арктическим морям и «Фондом Шелкового Пути». Документ касается совместного предприятия ООО «Морской арктический транспорт», основным направлением деятельности которого станет создание флота ледокольных танкеров арктического ледового класса для безопасной круглогодичной транспортировки СПГ.
Леонид Михельсон рассказал, что под проект «Арктик СПГ-2» потребуется строительство 15-17 газовозов арктического класса, которые могут быть построены на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае с применением мер господдержки. Суда планируется получить к 2026 году.
«Шиппинговые компании, которые мы будем привлекать, будут заказывать эти суда по рыночным ценам, - уточнил глава «НОВАТЭКа». – Это будет не только «Совкомфлот», но все будет под управлением «Морского арктического транспорта»… Ледоколы на СПГ также будут в рамках этой компании».
Продолжая тему сжиженного природного газа в качестве судового топлива, следует отметить, что ранее президент России Владимир Путин заявлял о необходимости его использования в Арктике для снижения негативного влияния на экологию. В настоящее время «Совкомфлот» уже эксплуатирует танкеры типоразмера Aframax «зеленой серии».
В рамках ПМЭФ между «Совкомфлотом» и группой ВЭБ.РФ был подписан пакет соглашений, предусматривающих финансирование АО «ВЭБ-лизинг» строительства трех танкеров-продуктовозов нового поколения типоразмера MR, которые также будут использовать СПГ-топливо в качестве основного. Суда будут построены на мощностях на ССК «Звезда» и отфрахтованы ПАО «НОВАТЭК» в рамках 20-летних тайм-чартерных соглашений.
В части бункеровки СПГ «Совкомфлот» и «Газпром нефть Марин Бункер» заключили соглашение о сотрудничестве. Бункеровочная компания планирует построить первый в России специализированный бункеровщик сжиженным газом.
Основная бункеровочная инфраструктура в части СПГ будет формироваться в Балтийском морском бассейне, входящем в зону особого контроля за выбросами с судов (ECA). Здесь уже заработал «новатэковский» проект «Криогаз-Высоцк», в рамках которого предусмотрена бункеровка СПГ, также реализуется «газпромовский» проект «КС Портовая».
Наиболее крупным СПГ-терминалом в российской Балтике, тем не менее, должен стать «Балтийский-СПГ», инвестором которого выступает «Газпром». В ходе ПМЭФ глава компании Алексей Миллер заявил, что данный проект вступил в инвестиционную фазу реализации. По его словам, в Усть-Луге будет построен интегрированный комплекс по переработке газа мощностью 45 млрд куб. м и мощностью по сжижению в 17 млн тонн в год. Высокий процент этана, который будет содержаться в поставляемом ресурсе, позволяет также построить рядом газохимические мощности.
«Таким образом, будет создан уникальный по масштабам и мировым меркам промышленный кластер, вертикальная система, интегрированная в единую систему поставки этаносодержащего газа: поставки, переработки, а потом и производства на его базе СПГ и поставки ценных компонентов на газохимические мощности. Фактически, это новая экономическая модель для «Газпрома» по монетизации углеводородного сырья, которое есть у компании… По всем стадиям реализации проекта уже приняты инвестиционные решения и все проекты находятся в инвестиционной стадии реализации», - подчеркнул глава «Газпрома».
Как, в свою очередь, отметил генеральный директор ООО «РусХимАльянс» Кирилл Селезнев (оператор строительства и переработки комплекса по сжижению газа), первая очередь проекта будет реализована к концу 2023 года, вторая - до конца 2024 года.
В этой связи стоит упомянуть, что «Газпром» и «Ростех» в рамках ПМЭФ заключили соглашение о сотрудничестве в области создания нового и модификации используемого газотурбинного и газоперекачивающего оборудования, выпуска оборудования для хранения и транспортировки СПГ, производства офшорных вертолетов для морских нефтегазовых месторождений, применения композиционных и конструкционных материалов, а также внедрения цифровых технологий и решения задач технологического развития и импортозамещения.
Не «НОВАТЭКом» единым
Похожую схему взаимодействия (через создание совместного предприятия) рассматривают и другие компании, заинтересованные в перевозках по Севморпути. Так, в рамках ПМЭФ Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), инфраструктурный оператор Северного морского пути госкорпорация «Росатом», мировой лидер по производству палладия и высококачественного никеля «Норникель» и один из крупнейших мировых портовых операторов DP World договорились о совместной реализации проекта по комплексному развитию Северного морского пути. Стороны рассмотрят возможность создания стратегического партнерства в форме совместного предприятия для развития транзитного грузопотока по этой морской трассе.
На первом этапе участникам соглашения предстоит разработать стратегию для увеличения эффективности использования СМП, определить способы развития транзитных перевозок. В частности, в повестке стоит вопрос проработки запуска линейных перевозок контейнеров и других товарных и сырьевых грузов по Севморпути.
Кроме того, предстоит оценить потенциальный объем финансирования как для проектирования и строительства дополнительного флота ледового класса и ледоколов, так и портовой инфраструктуры. Отдельное направление работы: обеспечение промышленной безопасности и охраны окружающей среды при осуществлении транспортных перевозок.
Стороны договорились о создании совместной рабочей группы для проведения в течение шести месяцев анализа и подготовки технико-экономической оценки проекта.
Наконец, в рамках ПМЭФ было подписано соглашение о создании СПГ-терминала в порту Поронайск (Сахалин). Подписи под документом поставили глава Сахалинской области Валерий Лимаренко и председатель совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе. Всего предполагается построить две очереди завода, каждая будет производить по 5 тонн СПГ в час. Первую построят в 2021-2022 годы. Сроки строительства второй станут ясны по итогам оценки результатов работы первой очереди.
Сухогрузные перспективы
Россия продолжает испытывать определенный дефицит портовых мощностей по балкерным грузам. Подписанные в рамках ПМЭФ соглашения касались и этого сегмента.
Так, важной новостью, объявленной на ПМЭФ, стало завершение проекта по созданию Третьей очереди «Восточного порта» в Приморском крае. По итогам реализации проекта «Восточный Порт» удвоил свои мощности перевалки, причем без привлечения государственных средств.
«Сегодня мы говорим уже о 50-ти и даже 55 млн тонн в год. Проект действительно уникален. И по масштабу роста мощности перевалки, и по объему частных инвестиций», - прокомментировала ИАА «ПортНьюс» в кулуарах форума первый заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская.
Другим важным событием стало подписание на ПМЭФ акта финансового закрытия в рамках концессионного проекта по созданию и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта Мурманск. Проект предполагает строительство угольного терминала «Лавна» и проведение дноуглубительных работ в акватории порта. В 2022 году проект выйдет на плановую мощность 18 млн тонн в год.
Если говорить о Балтике, то на форуме было подписано соглашение между «Приморским УПК» (реализует проект по созданию перевалочного комплекса мощностью 70 млн тонн в год в порту Приморск) и портом Росток (Германия). Представители российского и немецкого портов совместно разрабатывают технико-экономическое обоснование организации морских перевозок балкерных грузов. Для этого проводится технический аудит создаваемой и существующей морской и железнодорожной инфраструктуры на подъездах к портовым комплексам в Приморске и Ростоке.
Также группа «ФосАгро» (один из крупнейших в мире производителей фосфорсодержащих минеральных удобрений), и компания «Ультрамар» (российский экспедитор минеральных удобрений в контейнерах) в рамках ПМЭФ подписали долгосрочный договор перевалки минеральных удобрений «ФосАгро» через новый терминал, строительство которого ведет «Ультрамар» в порту «Усть-Луга». Перевалка продукции «ФосАгро» через «Ультрамар терминал», как ожидается, начнется в середине 2021 года. В соответствии с долгосрочной стратегией развития компании, «ФосАгро» планирует к 2025 году нарастить производство удобрений и кормовых фосфатов до 11,5 млн тонн в год.
Кроме того, «Ультрамар» в рамках форума подписала договоры с АО «ОХК «УРАЛХИМ» на перевалку и аренду складов на новом терминале в порту Усть-Луга. Предполагается, что после завершения строительства терминала и получения всех необходимых разрешений к концу 2021 года общий дополнительный объем перевалки грузов компании «УРАЛХИМ» в отечественных портах может составить до 2 млн тонн в год.
Важной точкой роста для стивидорной деятельности в Санкт-Петербурге является аванпорт «Бронка». В рамках ПМЭФ было заключено трехстороннее соглашение о создании транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Бронка». В церемонии подписания соглашения приняли участие председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и генеральный директор ООО «ТЛЦ «Бронка» Андрей Зайцев.
Проект ТЛЦ «Бронка» предусматривает строительство магистральной железнодорожной инфраструктуры (7 путей общей протяженностью более 7 км), включающей вспомогательные сооружения, подъездные дороги, склады, сервисные пункты на площади более 310 000 кв. м.
Еще одно подписанное на форуме соглашение касалось проекта «Высоцкого зернового терминала», реализуемого компанией «Технотранс». Документ подписал генеральный директор компании Виктор Чуйкин и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. «Высоцкий зерновой терминал» планируется разместить на площади 41 га в акватории бухты Большая Пихтовая Выборгского района Ленинградской области. Строительство морского зернового терминала с пропускной способностью 4 млн тонн в год (в том числе экспорт – 3,5 млн тонн в год, импорт – 0,5 млн тонн в год) планируется завершить к 2022 году. Объем инвестиций составит более 7 млрд руб. На втором этапе предполагается строительство предприятия по глубокой переработке пшеницы и производству пшеничного глютена, нативного крахмала, глюкозно-фруктозного сиропа и кормовых добавок в объеме до 200 тысяч тонн в год. Ввод в эксплуатацию запланирован в 2023 году. Объем инвестиций составит более 6 млрд руб.
О людях не забыли
Затрагивались на форуме и вопросы, связанные с пассажирскими и круизными перевозками на водном транспорте.
Так, между администрациями Санкт-Петербурга и Калининградской области было заключено соглашение о создании пассажирской судоходной компании, суда которой должны будут заходить во все основные порты Балтики, включая Калининград. Предполагается, что это будут как круизные лайнеры, так и паромы под российским флагом. В проекте будут участвовать «Пассажирский порт «Морской фасад» и «Совкомфлот».
Итого
Таким образом, подписанные в рамках форума соглашения, особенно в части логистики по Севморпути, вполне могут стать краеугольными на долгосрочную перспективу, поскольку, хотя бы отчасти, уже подкреплены грузовой базой и государственной поддержкой.
Что же касается соглашений о новых проектах, находящихся пока в «бумажной» стадии, то их параметры еще не раз могут измениться, а некоторые могут и вовсе не быть реализованы.
Виталий Чернов.