Порты Крыма побили рекорд по убыткам
«Крымские морские порты» побили рекорд по убыткам за период с 2014 года. Доходы сократились из-за открытия Крымского моста, нехватки грузов в портах и в результате передачи в аренду железнодорожной переправы в Керчи, которая в случае использования предприятием могла бы увеличить его ежегодную выручку на 300–400 млн руб. Минтранс Крыма подготовил план по «финансовому оздоровлению» морских портов, но детали не раскрывает.
На финансовом дне
Убыток «Крымских морских портов» («КМП») в 2018 году увеличился до 411,7 млн руб. (с 97 млн руб. в 2017 году), следует из официальной отчетности предприятия. Это самый большой убыток после 2013 года. Наихудший финансовый результат пришелся на порты Ялты (–195,8 млн руб.), Феодосии (–190,4 млн руб.) и на Керченский рыбный порт (–91,5 млн руб.).
Среди прибыльных филиалов оказались только Керченский торговый порт и «Госгидрография» (занимается установкой навигационного оборудования), а также администрация «КМП». В более мелких периодах (месяц или квартал) прибыль периодически получали и продолжают получать порты Феодосии (за счет перевалки там зерна, которой не было прежде), Евпатории (благодаря добыче песка на озере Донузлав и его перевалке), Керчи, включая Керченский рыбный порт, сообщил ИАА «Портньюс» источник в «КМП», попросивший не называть его имени.
В Минтрансе Крыма и «КМП» не стали комментировать причины роста убытка. Назначенный в феврале 2019 года гендиректором «КМП» Сергей Квасов (бывший заместитель директора Туапсинского филиала «Росморпорта») отметил лишь, что сокращение выручки произошло в связи с открытием Крымского моста. Выручка сократилась с 2,2 млрд руб. в 2017 году до 1,9 млрд руб. в 2018-м. До открытия моста в Керчи работал арендатор ООО «Морская дирекция», который занимался паромной переправой и платил «КМП» от 1,1% до 3% суммы проданных билетов.
С открытием движения легкового транспорта по Крымскому мосту в мае 2019 часть товаров, традиционно перевозимых через порты, начали возить в «Газелях» и аналогичных небольших грузовых автомобилях, что в итоге привело к снижению грузооборота филиалов «КМП» в Керчи.
Бывший глава «КМП» Алексей Волков (возглавлял предприятие с мая 2018 по февраль 2019 года) говорил тогда в интервью ИАА «Портньюс», что в связи с этим в мае 2019 года выручка сократилась на 30–35%. Открытие автомобильного грузового сообщения по мосту, по его прогнозу, должно было снизить выручку в общей сложности на 55–65%. Грузовикам разрешили проезд по мосту 1 октября 2018 года и, видимо, основное влияние этого на выручку и прибыль «КМП» придется на 2019 год. Предприятие по итогам 2019 года ожидает сокращение выручки до 1,7 млрд руб. и рост убытка до 919,6 млн руб., говорится в его отчетности.
Помимо открытия моста, еще одной причиной убытков в 2018 году стала нехватка грузов в филиалах «КМП», сказал Алексей Волков. Статистику грузооборота «КМП» не публикует, ответ на соответствующий запрос ИАА «ПортНьюс» еще не получило. «КМП» планирует увеличение грузооборота в 2020 году с открытием железнодорожной части Крымского моста (запланировано на декабрь 2019 года). Это «позволит привлечь в порты Крыма транзитные грузы, которые в настоящее время обслуживаются в других портах Азово-Черноморского бассейна», - считает Квасов.
Финансовые сложности «КМП» в 2018 году пополнились убытками бывшего ГУП «Лоцман-Крым», которое в октябре 2018 года было присоединено к «Крымским морским портам». Убыток созданного в связи с этим филиала «КМП» — «Лоцманская служба» — составил 44,6 млн руб. До присоединения, в 2016 и 2017 годах убыток ГУП «Лоцман Крым» составлял 70 млн руб. и 28,9 млн руб. соответственно, следует из данных Kartoteka.ru.
«Минтранс Крыма сначала хотел обанкротить «Лоцман-Крым», но затем решил присоединить его к нам, поскольку у него были определенные активы. Мы забрали часть их долгов на себя, сократили людей. У них практически нет флота, чтобы предоставлять лоцманские услуги. Поэтому конкурировать на этом рынке с «Росморпортом» и частными лоцманскими службами они не могут», — рассказал ИАА «Портньюс» источник в «КМП».
По его мнению, росту убытков в последние годы поспособствовало также заключение в июне 2016 года мирового соглашения между министерством имущественных и земельных отношений Крыма и компанией ООО «ТИС-Крым», которая на территории порта Керчи управляет комплексом железнодорожной паромной переправы между Крымом и Краснодарским краем.
Согласно тексту мирового соглашения, «КМП» продлил компании аренду имущества до 2024 года при условии, что она вложит свои деньги в строительство еще одной аппарели для погрузки вагонов в счет исполнения ФЦП по развитию Крыма и Севастополя.
Речь идет о пирсе № 5 площадью 3 тыс. кв. м возле паромной переправы (через которую до открытия Крымского моста переправлялись туристы и водители грузовиков), двух вагонно-переходных мостах площадью 6,4 тыс. кв. м и о служебно-вспомогательном причале, которые «ТИС-Крым» арендовал с 2004 года. Поводом для обращения компании в суд послужило то, что «КМП» не хотел продлевать фирме аренду.
«Эксплуатация этого направления могла бы принести «КМП» неплохие деньги. Но вместо этого такую возможность сохранили за [владельцем «ТИС-Крым» Александром] Анненковым», — считает источник. Это решение, по его мнению, было связано с определенным влиянием Александра Анненкова в бизнес-среде и государственных кругах. По данным ЦБ, вместе с женой и дочерью Анненков владеет Севастопольским морским банком. Согласно его биографии, в прошлом он работал заместителем министра путей сообщения РФ, а также работал в структурах РЖД.
Выручка «КМП» в случае самостоятельной эксплуатации железнодорожной переправы могла бы принести дополнительно 300-400 млн руб. в год — именно такая выручка, по данным Kartoteka.ru, у компании «ТИС-Крым» была в 2015–2017 годах. Через переправу «ТИС-Крым», например, переправляют большое количество железнодорожных вагонов с бензином и дизельным топливом, которые впоследствии распределяются между автозаправочными станциями Крыма.
Убытки «КМП» не позволяют предприятию своевременно платить по счетам «Росморпорта», который, как следует из картотеки арбитражных дел, является главным (по сумме требований) кредитором крымских портов. С начала 2017 года по 3 июня 2019-го Росморпорт подал к «КМП» в общей сложности девять исковых заявлений на сумму 399,2 млн руб., из которых 279,4 млн руб. приходятся на два последних иска.
Сергей Квасов пояснил, что требования «Росморпорта» связаны с работой систем управления движением судов (СУДС). Как объяснил источник в «КМП», через систему СУДС взимается навигационный сбор. «Он взимается что при проходе транзитом через канал, что при заходе в порт [Керчи]. Аппаратура находится на балансе у «Росморпорта», но по закону только мы имеем право осуществлять этот сбор. Поэтому мы собираем этот сбор, и вместо того чтобы сразу отправлять «Росморпорту» — «проедаем» его, а «Росморпорт» затем выставляет нам счета», — сказал он.
Наконец, по утверждению источника в «КМП», на предприятии периодически случаются задержки зарплат. «Иногда они доходят до трех месяцев. При этом мы получали субсидии из бюджета на выплату зарплат, хотя по закону это можно делать только в случае отсутствия задолженности по налогам. А она была», — утверждает он.
Эта информация подтверждается открытыми данными. В марте 2019 года правительство Крыма выделило 240 млн руб. на выплату зарплат сотрудникам «КМП». В этом же месяце судебные приставы арестовали на счетах «КМП» 22 млн руб. в счет уплаты задолженности по налогам.
«Крымские морские порты» разработали план «по финансовому оздоровлению» и «по выводу предприятия из кризисной ситуации», сообщил Сергей Квасов. Документ подписан в том числе министром транспорта республики Крым Сергеем Карповым, который был назначен на эту должность в октябре 2018 года. В прошлом он работал главой Государственного комитета дорожного хозяйства Крыма, а перед этим — начальником петербургского подразделения госкомпании «Автодор» (строит платную трассу М-11 Москва–Петербург).
Детали плана по финансовому оздоровлению не раскрываются.
Севастопольский морской порт финансовый результат за 2018 год еще не опубликовал. По итогам девяти месяцев 2018 года порт получил убыток 107 млн руб. В департаменте экономического развития Севастополя ИАА «ПортНьюс» сообщили, что подготовлен проект передачи «Севастопольского морского порта» в федеральную собственность. Это позволит в перспективе, с учетом ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Керченского моста, выполнять задачи по перевалке грузов и реализовать проекты по модернизации портовой инфраструктуры. При этом по итогам 2019 года, с учетом утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности порта, а также реализации запланированных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, планируется выведение его на безубыточный уровень.
Александр Аликин.