
-
25 июня 2019
Понтифики из Минвостокразвития
Минвостокразвития объявило о проекте строительства мостов на Сахалин, Хоккайдо и глубоководного порта общей стоимостью почти полтриллиона рублей. Опрошенные ИАА «ПортНьюс» эксперты транспортной отрасли считают проект неокупаемым и бессмысленным.
Без расчетов – лишь просчеты
Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики на заседании общественного совета Минвостокразвития в Общественной палате РФ презентовало грандиозный проект по строительству мостового перехода на Сахалин (с возможностью продолжения на японский Хоккайдо) и глубоководного порта для его загрузки. Стоимость проекта оценивается в 433 млрд руб. до 2025 года, финансировать строительство предполагается за счет средств федерального бюджета.По мнению авторов идеи, создание моста на Сахалин и соединение его с японским о. Хоккайдо позволит подключить порты Японии к системе российских железных дорог. В настоящее время рассматривается два варианта перехода: надводный мост либо тоннель. В качестве приоритетного варианта обозначен проект железнодорожного моста через пролив Невельского общей длиной железнодорожной линии в 580 км.
Параллельно существует проект, предложенный РЖД, который оценивался более чем в 500 млрд руб. Он предполагает строительство нового порта в районе залива Делангля (западное побережье южной части Сахалина у пос. Ильинка).
Впрочем, о какой грузовой базе, которая бы окупила полутриллионные вложения, может идти речь, остается неясным. Как неясна и позиция Японии относительно этих планов, а также уровень ее участия в проекте. В настоящее время основу грузопотока через порты материковой части Дальнего Востока составляет уголь. По данным за 2018 год, объем перевалки угля и кокса через порты Дальневосточного бассейна составил примерно 91 млн тонн. При этом грузопоток ограничен не мощностями портов (их достаточно), а пропускной способностью Транссиба и БАМа. Так, по оценке управляющего директора ООО «Восток 1520» Владимира Сосипаторова, которую он привел в ходе конгресса TransRussia 16 апреля 2019 года в Москве, даже после завершения программы реконструкции Транссиба и БАМа, которая частично начала реализовываться, мощностей железной дороги будет недостаточно для удовлетворения растущих потребностей рынка, при этом специализированные современные порты региона готовы к значительному росту грузопотоков. По словам эксперта, показательным примером несоответствия пропускной способности разных элементов транспортной системы может служить ситуация прошлого года, когда отечественные производители и экспортеры предъявили грузов на 20% больше, чем смогла обработать железная дорога.
Строительство моста на Сахалин никак не решит проблему недостаточной пропускной способности железнодорожных подходов к Дальнему Востоку.
Кроме того, уголь, который экспортируется через дальневосточные порты, идет не только в одну лишь Японию (на ее долю приходится порядка 17%), но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, то есть так или иначе должен перевозиться морским транспортом. Если есть достаточные портовые мощности для этого как на материке, так и на Сахалине (а они есть), то какой смысл строить еще и мост?
Помимо угля из Сахалина через порт Пригородное вывозится нефть (за 2018 год - около 5,6 млн тонн) и сжиженный газ (за 2018 год - около 11,4 млн тонн). В Японию экспортируется примерно половина сахалинской нефти - строить ради этого мост на Хоккайдо смысла нет.
Более того, Хоккайдо сам по себе является островом и при этом не обладает портовой инфраструктурой, достаточной для перевалки сырьевых грузов из России в основную часть Японии. Остров соединен с остальной частью Японии железнодорожным тоннелем, который преимущественно используется для движения скоростных пассажирских поездов. Хватит ли его пропускной способности для движения грузовых составов с предполагаемыми российскими сырьевыми грузами - вопрос отдельный, который, опять же, должен просчитываться и согласовываться с японской стороной.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» директор по направлению аналитика и логистика «Морстройтехнология» Александр Головизнин, «грузопотока, который бы сделал целесообразным строительство такого моста, в регионе нет. Существующие портовые мощности и портовые проекты, находящиеся уже в стадии реализации, успешно справляются с имеющимся объемом грузов».
Государевы деньги
Помимо того, что на проект с сомнительной экономической целесообразностью нужно потратить почти полтриллиона бюджетных средств, его реализация может сделать бессмысленными другие произведенные государством инвестиции.
Так, «Амурский судостроительный завод» выполняет заказ на строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов проекта CNF11CPD 00300 для линии Ванино – Холмск и в декабре 2019 должен передать оба судна заказчику, в качестве которого выступила Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). На строительство паромов были выделены бюджетные средства в объеме 5,5 млрд руб.
В свою очередь, ФГУП «Росморпорт» в 2019 году планирует полномасштабную поэтапную реконструкцию I и II очереди паромного комплекса, которая будет выполнена в портах Холмск и Ванино. Реконструкция паромных комплексов синхронизирована со строительством двух новых паромов. Очевидно, что в случае строительства моста паромная переправа потеряет свою актуальность.
Плюс триллион
Если же говорить о грузопотоке, который может образоваться дополнительно к существующему, на который портовых мощностей с лихвой хватает, то для этого нужно резко увеличивать пропускную способность Транссиба и БАМа. На это, по экспертным оценкам, необходимо потратить еще 1 трлн руб. Комплексным планом развития магистральной инфраструктуры предусмотрено увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн тонн в год к 2024 году. Однако даже в этом случае в Японию пойдет лишь меньшая часть от этого грузопотока. И если идея состоит в том, чтобы обеспечить японских потребителей «бесшовной» угольной логистикой, то было бы логично и переложить на них большую часть затрат. Другой вопрос, насколько это выгодно для самой Японии. Если, допустим, увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба увеличит грузопоток, идущий на Японию, на 20-30 млн тонн в год (при сохранении нынешних пропорций экспорта), то для перегрузки такого объема достаточно создания высокотехнологичного морского терминала с объемом инвестиций до 50 млрд руб., что в десять раз меньше, чем заявленный объем затрат на строительство моста на Сахалин (при этом очевидно, что в процессе реализации этот объем затрат, скорее всего, сильно возрастет). Тем более, что дополнительные 20-30 млн тонн в год, в принципе, способны обрабатывать и существующие портовые мощности при относительно небольших инвестициях в их расширение и модернизацию. Остальной дополнительный грузопоток все равно придется перегружать через порты (если, конечно, не стоит задача помочь развитию портовой отрасли в Японии).
Таким образом, запуск данного мегапроекта пока остается сомнительным с точки зрения экономической целесообразности.
Виталий Чернов.
-
2021 April 16
https://www.maritimeprofessional.com
Baltic Dry Index scales over 1-year peak
The Baltic Exchange's main sea freight index, which tracks rates for ships ferrying dry bulk commodities, rose to its highest level since September 2019...Baltic Dry Index scales over 1-year peak
-
2021 April 16
https://splash247.com
World Bank urges governments to stop spending on LNG bunkering infrastructure
The World Bank has a new report out this week on decarbonising maritime transport in which it specifically recommends countries pull back from investing in further LNG bunkering infrastructure...World Bank urges governments to stop spending on LNG bunkering infrastructure
-
2021 April 16
https://www.offshore-energy.biz
PXGEO buys Vyacheslav Tikhonov vessel from Polarcus
PXGEO Seismic Services has entered into binding agreement to acquire Vyacheslav Tikhonov vessel from its current owner Polarcus...PXGEO buys Vyacheslav Tikhonov vessel from Polarcus
-
2021 April 16
https://splash247.com
Russia closing Kerch Strait for six months
Russia’s Ministry of Defense has reportedly announced it will close the waters leading to the Kerch Strait, which connects the Black Sea and the Sea of Azov, for warships and non-commercial vessels...Russia closing Kerch Strait for six months
-
2021 April 15
https://www.reuters.com
Lebanon to ask Russia for help restoring port, building power plants
Lebanese Prime Minister designate Saad al-Hariri intends to ask Russia for economic assistance during a visit to Moscow later this week...Lebanon to ask Russia for help restoring port, building power plants
-
2021 April 15
https://www.neweurope.eu
Russia’s Delo Group and Rosatom switch Novorossiysk port terminals to wind power
Delo Group, Russia’s largest transport and logistics holding, and Atomenergoprom, a company of state atomic corporation Rosatom consolidating all Russian civil assets, signed on April 13 an agreement for joint actions to promote switching of logistics terminals to low-carbon energy sources...Russia’s Delo Group and Rosatom switch Novorossiysk port terminals to wind power