Для тех, кто в танкере
Практически все крупнейшие танкерные компании мира, за исключением российского «Совкомфлота», успешно диверсифицировавшего бизнес, по итогам I полугодия 2019 года продемонстрировали убытки. При этом как нефтепереработка, так и операторы танкерного флота готовятся к экологическим ограничениям 2020 года.
На волнах фрахтовых ставок
Спотовые фрахтовые ставки на танкеры снизились во втором квартале 2019 года по сравнению с первым кварталом 2019 года как из-за сезонных факторов, так из-за модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), готовящихся к экологическим ограничениям в отношении судового топлива, вступающим в силу с 2020 года.
Как прокомментировал исполнительный директор компании Ardmore Shipping Corporation Энтони Гурни, «второй квартал отразил типичное сезонное снижение, что было связано с особенно интенсивным техническим обслуживанием нефтеперерабатывающих заводов в рамках подготовки к удовлетворению спроса на топливо с низким содержанием серы, совместимым с требованиями Международной морской организации (ИМО) с 2020 года».
В свою очередь, генеральный директор Euronav Хьюго де Ступ отметил: «Наш прогноз на 2019 год предполагал, что во втором квартале начнутся более масштабные и длительные, чем обычно, программы технического обслуживания НПЗ в рамках их подготовки к требованиям ИМО 2020 года. Сокращение добычи ОПЕК и плотный график поставок новых судов усугубят сезонное снижение объема грузов. Это все предполагалось, но тем не менее мы разочарованы тем, что еще не увидели восстановления ставок. Как бы то ни было, мы остаемся с позитивными ожиданиями в отношении восстановления фрахтовых ставок в четвертом квартале, основываясь на продолжении экспорта сырой нефти в США, подготовке к требованиям ИМО 2020 года и связанных с этим спадом поставок новых судов».
Впрочем, некоторые танкерные компании хотя и показали убыток, однако сократили его по сравнению с прошлым годом. Среди них - Nordic American Tankers (NAT). В отчете компании указано, что позитивное влияние оказала политическая нестабильность в мире, торговая война между США и Китаем, а также рост экспорта из США.
«Политическая нестабильность, обычно, позитивно влияет на спрос на наши суда. Отношения между США и Китаем можно рассматривать с этой точки зрения. Эта особенность танкерного рынка не всегда понимается аналитиками. Экспорт нефти из США продолжает расти, также предоставляя дополнительную загрузку танкерам типоразмера Suezmax», - отмечено в отчете NAT.
Отечественный «Совкомфлот» выделился на общем фоне, поскольку продемонстрировал выход на внушительную чистую прибыль по итогам I полугодия. Этого, во многом, удалось достигнуть благодаря успешной стратегии по диверсификации бизнеса за счет участия в индустриальных проектах и ставки на высокотехнологичный флот.
Как отметил генеральный директор и председатель правления компании Сергей Франк, выход на прибыль стал «результатом успешной работы судов СКФ, занятых в индустриальных нефтегазовых проектах, в совокупности с ростом доходов от эксплуатации флота в сегменте конвенциональных танкерных перевозок (нефти и нефтепродуктов) вследствие определенного улучшения конъюнктуры фрахтового рынка, хотя спотовые ставки не достигли средних исторических значений».
Есть ли жизнь после серы?
Введение новых требований ИМО к судовому топливу влияет не только на НПЗ, но и на самих судовладельцев, вынужденных искать решения для соответствия своих судов новым стандартам. Часть из них делает ставку на скрубберы, часть – на сжиженный природный газ (СПГ).
Установка скрубберов – довольно затратное и трудоемкое дело. Так, Scorpio Tankers в этом году на два танкера класса LR2 установил скрубберы общей стоимостью $8,6 млн, что заняло 108 дней. Три танкера класса MR были оборудованы скрубберами за $9,5 млн, что заняло 165 дней. Один танкер ледового класса типоразмера Handymax был оборудован системой управления балластными водами за $2,7 млн, на что потребовалось 27 дней. Еще три танкера класса MR планируется оборудовать системой управления балластными водами и скрубберами до конца третьего квартала 2019 года. Совокупная стоимость работ составляет $13 млн. Два танкера типоразмера Handymax с ледовым классом 1A будут оборудованы также до конца третьего квартала системой управления балластными водами за $4 млн.
Более подробно о скрубберах мы писали ранее >>>>
«Совкомфлот» пошел по пути использования СПГ, а танкер компании «Проспект Королёва» на днях успешно завершил переход по трассам Северного морского пути, используя СПГ в качестве топлива. Проход судна такого тоннажа по Севморпути на СПГ был совершен впервые в истории судоходства. Использование газомоторного топлива в Арктике соответствует позиции президента России Владимира Путина, который неоднократно подчеркивал необходимость использования этого вида топлива на Северном морском пути в целях обеспечения экологической безопасности. Кроме того, применение газомоторного топлива «Совкомфлотом» придало импульс созданию в России соответствующей бункеровочной инфраструктуры.
Хотя большинство танкерных компаний ожидают позитивных изменений на фрахтовом рынке, неопределенность на нем остается крайне высокой как из-за геополитической напряженности (торгового противостояния США и Китая, санкций против Ирана и т.д.), так и из-за труднопредсказуемого влияния экологических требований на нефтепереработку и судоходство. В этой ситуации на плаву останутся те игроки, которые сумели диверсифицировать бизнес, войти в долгосрочные индустриальные проекты и подготовить флот к новым требованиям к судовому топливу.
Виталий Чернов.