Юрий Михов: «Гидрографическое предприятие» выполнило все задачи по НГО судоходства в акватории Севморпути»
О работе на Северном морском пути ФГУП «Гидрографическое предприятие», перешедшего накануне навигации 2019 года в ведение ГК «Росатом», в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает его генеральный директор Юрий Михов.
— Юрий Николаевич, как вы оцениваете результаты работы в сложный навигационный период 2019 года, когда «Гидрографическое предприятие» выполняло не только обычные для себя работы, но и получило новые функции в связи с переходом в ведение госкорпорации «Росатом»?
— Этот год был для нас сложным и насыщенным многими важнейшими событиями. Согласно указу президента, с 20 марта 2019 года госкорпорации «Росатом» от Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта России передано ФГУП «Гидрографическое предприятие», обеспечивающее навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания в акватории Северного морского пути.
Если ранее наша деятельность распространялась на акваторию Севморпути, в том числе на участки рек с морским режимом судоходства, таких как Хатанга, Енисей и Колыма, то теперь она расширена и на акватории морских портов и подходы к ним. Помимо этого, на нас возложены функции по развитию и содержанию инфраструктуры Севморпути.
К настоящему времени ФГУП «Росморпорт» передало нам 82 единицы средств навигационного оборудования (СНО) морского порта Сабетта, которые теперь закреплены за нашим предприятием на праве хозяйственного ведения. Также нам передали полномочия государственного заказчика по заключению государственного контракта на проведение дноуглубительных работ в Обской губе на терминале «Утренний». В 2019 году ремонтное дноуглубление на подходном канале к порту Сабетта продолжило выполнять ФГУП «Росморпорт». Между тем уже в следующем году эти работы будет выполнять наше предприятие, поскольку с 3 июля 2019 года приказом Минтранса России «Гидрографическому предприятию» даны полномочия по взиманию портовых сборов в портах Сабетта, Дудинка и Певек. Речь идет о канальном, навигационном, маячном и ледокольном сборах.
Кроме того, в настоящее время наши специалисты участвуют в оплавывании СНО терминала «Утренний». Данные объекты будут приняты на баланс предприятия уже в этом году. Мы готовы к их круглогодичной эксплуатации.
Оглядываясь на прошедшую навигацию, хочу подчеркнуть, что все поставленные перед «Гидрографическим предприятием» задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению безопасности мореплавания в акватории Севморпути нами выполнены своевременно и в полном объеме.
— Основная услуга, которую всегда выполняло и продолжает выполнять «Гидрографическое предприятие», — это съемка рельефа дна. Как прошел сезон в этом году?
— Съемка рельефа дна выполнялась специалистами «Гидрографического предприятия» в интересах двух заказчиков: Федерального агентства морского и речного транспорта (ФАМРТ) и ФГУП «Атомфлот». Всего мы обеспечили промеры общим объемом 45,5 тыс. приведенных километров. Это рекорд, обычно мы делаем в среднем примерно 30-32 тыс. приведенных километров.
По договору с ФАМРТ нами выполнена площадная съемка рельефа дна в Беринговом проливе (1492 приведенных км) и в проливе Санникова (3508 приведенных км). Проведена контрольная съемка рельефа дна на лимитирующих участках рек Енисей и Колыма (2679 приведенных км).
По договору с ФГУП «Атомфлот» выполняется площадная съемка рельефа дна в проливе Санникова и на западных подходах к нему (35000 приведенных км).
Помимо этого, нашим предприятием выполнена площадная съемка рельефа дна в акватории порта Тикси, обнаружены и объявлены для мореплавателей опасные для судоходства подводные препятствия.
— В этом году вы получили в хозяйственное ведение средства навигационного оборудования в порту Сабетта, к работе которого приковано большое внимание не только в России, но и во всем мире. Поэтому обеспечение безопасности движения судов в Обской губе — это приоритет номер один. Как вы справляетесь с этой работой?
— «Гидрографическое предприятие» с 31 июля 2019 года осуществляет обслуживание СНО в морском порту Сабетта и на подходах к нему.
Предприятие с использованием собственных сил и средств подготовило СНО к летней навигации, выставило более 40 буев в акватории порта и на подходах к нему, а также организовало взаимодействие с АО «Ямал СПГ», Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт» и другими организациями. Кроме того, нашими специалистами организован круглосуточный контроль функционирования СНО на подходном канале и в акватории морского порта Сабетта.
В начале октября 2019 года все буи, выставленные на период летней навигации, были убраны. Взамен снятых буев через систему управления движением судов морского порта Сабетта (Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт») включены виртуальные СНО. Данное мероприятие позволяет поддерживать безопасность мореплавания в акватории порта на высоком уровне в течение всего периода зимней навигации.
Отмечу, что в ходе переходного периода, когда происходила непосредственно передача объектов СНО от Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» в хозяйственное ведение ФГУП «Гидрографическое предприятие», нами были исключены любые предпосылки к нарушению целостности системы навигационного оборудования морского порта Сабетта.
— Еще одно стратегическое направление вашей деятельности — поддержание бесперебойной работы арктических контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС и GPS. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— В навигацию 2019 года «Гидрографическое предприятие» выполнило необходимые мероприятия по содержанию, эксплуатации и развитию инфраструктуры контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС/GPS в Арктике. Мы обеспечили завоз всего необходимого для бесперебойной работы станций в межнавигационный период 2019–2020 годов.
На труднодоступные полярные станции в акватории Северного морского пути было доставлено 226 тонн горюче-смазочных материалов, 17 тонн продовольствия, сменно-запасных частей, оборудования, стройматериалов, хозяйственно-бытового имущества и медикаментов, произведена смена полярников. Все станции от Карского до Восточно-Сибирского моря подготовлены к работе в суровых зимних условиях Арктики.
— В каком состоянии сейчас флот «Гидрографического предприятия»? Будет ли он обновляться?
— Сегодня мы оперируем флотом из восьми гидрографических судов. Начиная с 2020 года, три судна будут списаны и еще на трех проведена модернизация. Кроме того, предусмотрено строительство пяти новых судов. В их числе два больших гидрографических катера, заложенных 18 октября 2019 года на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе. Эти катера будут построены до конца следующего года. Еще два лоцмейстерских судна 25 октября заложены для нас в Татарстане на Зеленодольском судостроительном заводе. Их также мы ожидаем до конца 2020 года.
Кроме того, с 2022 года планируется строительство гидрографического лоцмейстерского судна арктического плавания класса Arc 7.
— Как ведется работа по строительству федеральных объектов терминала «Утренний» проекта «Арктик СПГ 2»?
— В рамках переданных нам полномочий по содержанию и развитию портовой инфраструктуры в акватории Северного морского пути начато строительство федеральных объектов подготовительного периода терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в Обской губе. Это подходной канал, акватория и объекты навигационного оборудования.
Напомню, что у нас крайне сжатые сроки для проведения дноуглубительных работ в этом году — около 70 суток, свободных ото льда. И за это время наш подрядчик — компания ООО «Мордрага», используя девять дноуглубительных судов, должна была обеспечить выемку более 5 млн кубометров грунта. Должен отметить, что с поставленной задачей ООО «Мордрага» справляется. На навигацию 2020 года запланировано дноуглубление в объеме около 12 млн кубометров, в 2021 году — более 8 млн кубометров. Всего предстоит выполнить дноуглубительные работы общим объемом свыше 26 млн куб. м грунта для того, чтобы достигнуть проектных отметок акватории и подходного канала и в 2022 году запустить терминал в эксплуатацию.
— Когда будет определен подрядчик на выполнение дноуглубительных работ в 2020–2021 годах?
— В октябре 2019 года проектная документация получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Вопрос о выборе подрядчика пока не решен.
— В ходе эксплуатации порта Сабетта выяснилось, что Морской канал требует модернизации. Планируете ли вы эту работу?
— В настоящее время проводится научно-исследовательская работа «Определение условий безопасного плавания в границах Морского канала» по заказу ООО «Арктик СПГ 2». Работу до конца текущего года выполнит Крыловский государственный научный центр. По ее результатам будет принято решение о необходимости реконструкции Морского канала.
Беседовала Надежда Малышева
Полный текст интервью читайте в журнале «ПортНьюс», который готовится к Транспортной неделе >>>>