• Home
  • Relevant Topics
  • Единая глубоководная система России отменяется?
  • 19 мая 2020

    Единая глубоководная система России отменяется?



    Правительство фактически отменило ключевой для речного судоходства в России проект создания Нижегородского низконапорного гидроузла, заявив о необходимости проведения дополнительного моделирования и изучения альтернатив. Однако моделирование уже проводилось и его вывод состоял в том, что альтернатив предложенному проекту попросту нет.

    В соответствии с решениями Государственного совета России, состоявшегося в августе 2016 года под председательством президента России Владимира Путина, должны быть построены гидроузлы, которые позволят решить проблему маловодности на реках России и обеспечат по всей Единой глубоководной системе необходимую для полноценного судоходства глубину в 4 м.

    «Правительству, конечно же, необходимо принять оперативные меры для стимулирования перевозок по рекам», - заявил в ходе заседания Госсовета Владимир Путин. Потенциал перевозок по внутренним водным путям в России в настоящее время используется недостаточно активно, подчеркнул глава государства. По его оценке, несмотря на развитие авиации, дорог и других видов транспорта, значение водных путей не становится меньше, «тем более для нашей страны, у которой есть возможность эффективно использовать эти водные пути».

    «Мы неоднократно принимали решения по этим вопросам, но реализуются они пока, мягко говоря, не так как бы хотелось», - сказал президент РФ.

    А в марте 2018 года, выступая на съезде Союза транспортников Владимир Путин отметил, что «огромный резерв для роста перевозок – особенно крупногабаритных и тяжеловесных грузов – представляет развитие внутренних водных путей. У нас уже запущены мероприятия по укреплению речной инфраструктуры, гидротехнических сооружений, углублению русла рек» и подчеркнул: «Обращаю внимание правительства: все намеченные планы должны быть реализованы в полном объёме. Это прямо влияет на структуру грузооборота, на запуск новых инвестиционных проектов на речном транспорте». 

    В соответствии с решениями Госсовета, ввод в эксплуатацию гидроузла на Волге (Нижегородского) планировался в 2022 году. Стоимость проекта оценивалась в 43 млрд руб., его финансирование должно осуществляться за счет бюджетных средств.

    Несмотря на столь однозначные заявления и поручения, сегодня, фактически, речь идет о свертывании ключевого проекта – строительства Нижегородского низконапорного гидроузла.

    Так, в письме заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина на имя президента России Владимира Путина (имеется в распоряжении «ПортНьюс») отмечается, что проектная документация не получила одобрения Главгосэкспертизы «ввиду нерешенных вопросов, связанных с экологическими последствиями реализации проекта, а также необоснованным определением зон влияния создаваемого водохранилища».

    В письме отмечено, что реализация альтернативного проекта, предложенного правительством Нижегородской области, также пока не имеет достаточного обоснования, на подготовку соответствующей проектной документации потребуется около двух лет.

    «Правительством России и РАН запланировано проведение анализа с использованием математического и 3D моделирования предлагаемых вариантов», - говорится в документе.


    В действительности математическое и физическое моделирование уже проводилось.

    Так, Институт экологии волжского бассейна РАН дал свою оценку – гидроузел не противоречит существующим природным условиям. В подготовке оценки участвовали более десятка профильных специалистов, в том числе докторов наук.

    Заключения на разные аспекты проекта также давали ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья», Экологическая и водохозяйственная фирма ООО «ВЕД», НИИОСП имени Н.М. Герсеванова, ООО «НПП «АКВАРИУС АНАЛИТИК», Институт экологии Волжского бассейна РАН, ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) Управление экспертных работ (УЭР), АО «Центр карстоведения и инженерной геофизики «СТРОЙКАРСТ».

    Все сделанные экспертами и учеными замечания и оценки в проекте Нижегородского низконапорного узла были учтены.

    Тем не менее, из-за общественного резонанса 28 мая 2019 года было проведено еще одно заседание Научного совета РАН под председательством директора Института водных проблем РАН, члена-корреспондента РАН Виктора Данилова-Данильяна.

    Представители ведущих отечественных научных и проектных институтов представили в ходе заседания результаты расчетов и исследований по данной проблематике.

    Так, выступивший на заседании профессор кафедры водных путей и гидротехнических сооружений Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) Игорь Липатов отметил, что «альтернативный» вариант, предусматривающий строительство третьей нитки Городецкого шлюза, не обеспечит постоянную гарантированную судоходную глубину и отрицательно скажется на работе Нижегородской ГЭС. По расчетам, проведенным Институтом, реализация этого «альтернативного» проекта в лучшем случае обеспечит глубины в 3,3-3,9 м, т. е. не решит проблему гарантированных судоходных глубин. При этом будет создан напор, угрожающий безопасности Нижегородской ГЭС (соответствующие официальные письма от «Русгидро» имеются в распоряжении Института), что может привести к техногенной катастрофе – и вот тогда последствия для жителей прилегающих районов и экологии действительно будут плачевными.

    «Создание третьей нитки городецких шлюзов объективно признано бессмысленным», - подытожил расчеты Института Игорь Липатов.

    Еще один проект, который в прессе иногда называется альтернативным, а именно проведение дноуглубления, также был отклонен учеными. Так, по приведенным на заседании расчетам Института водным проблем РАН, при дноуглублении уровень воды будет понижаться вслед за понижением уровня дна. При этом необходимо удерживать порог шлюза, в результате глубина на пороге будет постоянно уменьшаться и проход судов окажется невозможным. Более того, в этом сценарии пришлось бы ежегодно извлекать по 2-3 млн куб. м грунта и где-то его складировать, что приведет к постоянным финансовым затратам и ущербу для экологии.

    «Все варианты, связанные с дноуглублением в нижнем бьефе опасны и непродуктивны», - резюмировал заведующий лабораторией, главный научный сотрудник отдела гидрологии речных бассейнов Института водных проблем РАН Виталий Беликов.

    В целом, ученые подробно проанализировали около десяти альтернативных вариантов решения проблемы недостатка глубин на рассматриваемом участке – и все они были признаны нецелесообразными к реализации, поскольку не решают проблему маловодности. А реализация некоторых из них, таких как строительство третьей нитки городецких шлюзов - и попросту опасна.

    «Все возможные альтернативы проекту создания Нижегородского низконапорного гидроузла по сути дела альтернативами не являются», - сказал тогда Виталий Беликов.

    Отметим, что как следует из проектной документации, при строительстве нижегородского гидроузла предполагается создать лишь небольшое сезонное водохранилище на коротком участке водного пути протяжённостью 40,5 км. Это будет водохранилище руслового типа, то есть оно не нарушит русла реки. Площадь водного объекта увеличится всего на 10 кв. км. Ёмкость создаваемого водохранилища составит 0,15 куб. км (для сравнения ёмкость Куйбышевского водохранилища составляет 57 куб. км.).

    По расчетам Росморречфлота, строительство Нижегородского низконапорного гидроузла позволит потенциально увеличить объем грузоперевозок по этому участку внутренних водных путей до шести раз: его пропускная способность составит 30 млн тонн в год при нынешних порядка 5 млн тонн в год.

    Виталий Чернов.


    Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен