«Черный лебедь» морского рынка связи
Задача обеспечить российский гражданский флот качественным интернетом и связью может оказаться для судовладельцев сверхсложной - кризисная ситуация из-за пандемии коронавируса усугубляется ограничениями Минкомсвязи на ввоз оборудования.
Интернет зависимость
Люди больше не хотят выходить в море без интернета. Наличие широкополосного доступа (ШПД) к глобальной сети и качественной голосовой связи на борту стало закономерным и вполне понятным требованием со стороны как пассажиров круизных лайнеров и владельцев яхт, так и судовых команд. Не менее важно быть онлайн и для того, чтобы осуществлять оперативное и эффективное управления флотом.
Цифровизация становится неотъемлемой частью бизнес-процессов водного транспорта, где активно внедряются электронные карты, электронный промысловый журнал, электронная навигация (Е-навигация), системы мониторинга и управления флотом (FOS). Наличие современных средств связи на борту позволяет преодолеть расстояния и выстроить надежную коммуникацию между судном и берегом за счет возможностей обмена большими объемами данных в режимах берег-судно, судно-судно, судно-офис и создания единой информационной среды. Подобный запрос морской отрасли в свою очередь обеспечивает динамичное развитие подвижной спутниковой связи и рост спроса на нее.
Море на связи с орбиты
По данным исследования «Перспективы спутниковой связи для судов» аналитического агентства Euroconsult, глобальный рынок спутниковой связи для флота в 2019 году находился на подъеме, пишет Satnews Daily. Только за прошлый год общее количество терминалов увеличилось на 17,5% по сравнению с предыдущим годом, а выручка от соответствующих услуг выросла на 11% и достигла $1,3 млрд. В конце 2019 года число подключенных к спутниковой связи морских судов достигло рекордного показателя в 28 200 единиц.
Как рассказал «ПортНьюс» глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков, в России в этом сегменте наибольшее распространение получили системы INMARSAT, IRIDIUM и VSAT. Спрос на телематические решения и на мобильную связь в экстремальных условиях растет, что делает этот сектор высококонкурентным, как на межгосударственном уровне, так и на уровне национальных операторов связи, имеющих лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой связи (лицензия ПСС). Конкурируют между собой производители, дистрибуторы оборудования, предоставляя различные тарифные планы и пакеты услуг.
INMARSAT – старейшая из спутниковых систем, активно используется на флоте. В частности, терминалы телексной связи INMARSAT-C являются конвенционным оборудованием, входящим в Глобальную морскую систему связи при бедствии (ГМССБ) и обязательны для установки на все суда, совершающие международные плавания. Эта система связи давно используется на флоте и, хотя не предусматривает выход в интернет, важность ее сложно переоценить - если терминал INMARSAT-С выйдет из строя – судно даже не выпустят из порта.
Также развиваются и получили масштабное распространение системы IRIDIUM, которые, по некоторым данным, вскоре также войдут в разряд обязательных на гражданском флоте. Из-за особенностей расположения орбитальной группировки, IRIDIUM является практически единственной морской системой, обеспечивающей покрытие в полярных широтах.
Отдельно следует отметить, что в последние несколько лет на мировом рынке судоходства стремительными темпами внедряются и системы VSAT. Эта технология является единственной, обеспечивающей ШПД. Как поясняется на сайте ФГУП «Космическая связь» (ГП КС), изначально терминалы VSAT (англ. Very Small Aperture Terminal, терминал с антенной малого диаметра) использовались на береговых и наземных объектах в качестве фиксированных систем спутниковой связи. Применение специальных моторизированных стабилизированных спутниковых антенн позволило размещать такие терминалы и на судах.
По данным NSR (Northern Sky Research) «Рынки космической связи в морском секторе» представленным в Satnews Daily в 2019 году, VSAT-системами оборудовано 24 000 судов.
В ногу со временем
До текущего года отечественный рынок подвижной спутниковой связи развивался в рамках общемировых трендов. Российские судовладельцы коммерческого флота имели возможность выбрать оптимальные для своего бизнеса и эффективные современные технологии, существующие в этом сегменте спутниковой связи на мировом рынке. К примеру, как рассказала «ПортНьюс» руководитель ИТ-управления ГК «Доброфлот» Ирина Серегина, - «100% судов «Доброфлота» обеспечены спутниковой связью и широкополосным доступом в интернет». При выборе технологии связи компания проанализировала имеющие на мировом рынке предложения. «Выбор в пользу VSAT был продиктован следующим: все доступные тарифные планы, как INMARSAT, так и IRIDIUM, тарифицируются по трафику — отдельно голосовой, и отдельно трафик передачи данных. Как только лимиты исчерпываются, цена услуги взлетает в несколько раз. Чтобы счета компании не достигли астрономических размеров, приходится постоянно следить за объемами трафика и при приближении к пороговым значениям ограничивать продолжительность телефонных переговоров и пользование Интернетом. В случае же с VSAT можно за фиксированную плату получить безлимитный спутниковый канал с заданной пропускной способностью и спокойно работать, не опасаясь превышения лимита, как если бы мы находились в офисе на берегу. Кроме того, VSAT позволяет использовать рублевые тарифы, что для «Доброфлота», как для российской компании, крайне выгодно и удобно при бюджетировании и планировании расходов», - пояснила Ирина Серегина.
Доступ к современным высокотехнологичным решениям связи на российском рынке обеспечивали несколько десятков компаний-поставщиков, которые занимались комплексным оснащением и обслуживанием судов, в том числе, импортом, дистрибуцией, береговым сервисным обслуживанием и ремонтом спутникового судового оборудования. Эта сфера была довольно высоконкурентной, что способствовало формированию удобных и интересных предложений для судоходного бизнеса по компоновке оборудованием, тарифными планами и набором сервисов.
При этом сами услуги связи предоставляли несколько компаний-провайдеров. То есть на отечественном рынке сформировалось два направления деятельности: одни компании поставляют, обслуживают оборудование, другие – обеспечивают связь. Каждый сегмент сосредоточен на своей деятельности, развивает свои компетенции и ресурсы, и имеет необходимые разрешительные документы.
Не ждали
Однако в 2020 году российский рынок подвижной спутниковой связи оказался в сложной ситуации. В конце прошлого года Минкомсвязи ввело запрет на ввоз оборудования спутниковой связи в страну всем, за исключением операторов связи, имеющих лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой связи. По некоторым предположениям, это решение должно было оградить российских пользователей от доступа к спутниковым технологиям британской компании OneWeb, которой ГКРЧ еще в феврале 2018 года отказалось выделять частоты для создаваемой международной сети спутникового интернета OneWeb. Против выступили спецслужбы, увидевшие в данной системе угрозу национальной безопасности, сообщало тогда агентство CNews.
К слову, в марте 2020 года спутниковый оператор OneWeb подал заявление о банкротстве и намерен продать свой бизнес. Продолжение этой истории туманно.
Между тем, приняв столь радикальное решение, Минкомсвязи, похоже, не просчитало все возможные его последствия и то, как подобные ограничения отразятся на российском рынке морской связи. А таковые последствия стали очевидны практически сразу. Годами создававшаяся на отечественном морском рынке система дистрибуции судового спутникового оборудования оказалась не у дел. Право на дистрибуцию спутникового оборудования сохранили только две компании, имеющие лицензии ПСС: ФГУП «Морсвязьспутник», представляющее на территории России интересы компании INMARSAT, являющейся оператором собственных спутников INMARSAT (Великобритания) и ООО «Иридиум Коммуникейшн», дочерней организации компании IRIDIUM (США), являющейся оператором собственной спутниковой сети.
Проблемы возникли у всех игроков этого сегмента рынка. Прежде всего, вне правового поля оказались практически все дистрибуторы, работающие в России, поскольку никто из них не располагает своими спутниками связи и поэтому не занимался такого рода деятельностью. Как следствие, отечественный рынок вынуждены покинуть компании, задействованные в оснащении флота оборудованием. Это сопряжено с невозможностью исполнения ими действующих контрактных обязательств, что влечет за собой штрафы, судебные иски, срывы сроков строительства судов. И как следствие, рынок накроет череда банкротств, закрытия филиалов и представительств.
Те же игроки рынка, которые сохранили легитимность – операторы связи (ФГУП Морсвязьспутник и ООО Иридиум Коммуникейшн) теперь вынуждены сосредоточить внимание и ресурсы не на своей основной функции – предоставлении услуг связи, а на развитии сектора поставок оборудования, логистике, сервисе и т.д. Очевидно, что всего две компании физически не смогут обеспечить оборудованием такой колоссальный рынок.
Характерно, что системы VSAT, кстати внесенные в перечень разрешенного Минкомсвязи оборудования, из-за этого решения вообще оказались вне правового поля. На сегодняшний день создан такой правовой режим, что в РФ нет ни одной компании, которой был бы разрешен импорт соответствующего оборудования. Другими словами, технология VSAT попала под полный запрет, а интернет для моряков теперь станет практически недоступным.
Получается, что одним из ключевых последствий введенных ограничений станет полная неразбериха и разрушение сложившейся и работающей структуры и выстроенных технологических цепочек поставок на рынке подвижной спутниковой связи.
По некоторым данным, с проблемой уже столкнулись отечественные верфи в проектах строящихся судов, для которых еще до принятия решения ГКРЧ было заложено оборудование спутниковой связи, попавшее под запрет.
На одном из последних заседаний ГКРЧ было принято решение разрешить ввоз необходимого оборудования для судов, строящихся по госконтрактам. Увы, но послабление не распространяется на коммерческий флот. Это решение формирует неравные условия для заказчиков, и, возможно, противоречит антимонопольному законодательству.
По мнению гендиректора «Рустелекома» Юрия Брюквина, «подобные исключения лишь подчеркивают правило, что ограничения могут быть сняты, если в этом будут заинтересованы компании, обладающие мощными лоббистскими возможностями». Он пояснил, что такого рода «сюрпризы» могут привести к срыву сроков судостроительных госконтрактов. Это чревато проблемами, как для заказчика, так и для верфи. Что касается коммерческих контрактов, то подобные запреты будут вынуждать судовладельцев выводить поставки оборудования в серую зону или устанавливать спутниковое оборудование на судах за границей, так как тогда оно не попадает под ограничение ГКРЧ.
«Но самое главное – отметил Юрий Брюквин – в другом. Чем меньше игроков, тем менее конкурентен рынок. Любое ограничение приводит к сокращению предложений оборудования, сжатию тарифных планов и пакетов предоставляемых услуг. В конечном счете, для отечественного судоходного бизнеса спутниковая связь станет дороже».
«ФАС России в настоящее время рассматривает заявления по данному вопросу. Решение будет принято с учетом всех обстоятельств в установленные законом о защите конкуренции сроки», - прокомментировал «ПортНьюс» заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. При этом в антимонопольном ведомстве не уточнили, от кого поступили заявки и когда будет вынесено решение по ним.
Задержки в решении данного вопроса могут негативно сказаться на темпах внедрения цифровых технологий в отечественную морскую отрасль и, как следствие, привести к технологическому отставанию на мировом рынке морских коммерческих перевозок.
Татьяна Вильде.
Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен