Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Артур Седов: «Эффективность — во взаимодействии»
В 2001 году от причала АО «Ростерминалуголь» ушло первое судно с грузом угля. Так родился один из самых высокотехнологичных и эффективных угольных терминалов России. Так было положено начало морскому порту Усть-Луга и современной железнодорожной инфраструктуре Октябрьской железной дороги, обслуживающей ежегодно более 100 млн тонн грузов самой широкой номенклатуры. Сегодня порт и высокотехнологичный угольный терминал уверенно бьют рекорды среди всех российских морских портов. О взаимосвязи больших цифр производственных результатов с эффективностью и многолетним сотрудничеством с главным смежником — железной дорогой в интервью журналу «ПортНьюс» рассказал управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Артур Седов.
— Готовясь к интервью, мы обратились к ряду экспертов с вопросом, как они оценивают эффективность взаимодействия РТУ и РЖД. Каждый из них отметил, что эта связка работает как часы. Никто из внешних наблюдателей не смог вспомнить ни одной проблемы. Как достигается такая слаженная работа морского угольного терминала с железной дорогой?
— Успешное взаимодействие с железной дорогой выстраивалось годами с самого начала работы компаний. Терминал возводился «с нуля» как первый объект нового порта Усть-Луга. Параллельно с портом строилась железнодорожная станция. Мы начали сотрудничество с чистого листа: строили, устанавливали новое оборудование и налаживали коммуникации друг с другом. Успех терминала и перспективы всего порта полностью зависели от добросовестной и эффективной работы обеих сторон, поэтому вариант взаимодействия был только один: конструктивные взаимоотношения, совместное решение проблем и общая ответственность за результат. В итоге добились понимания в необходимости обоюдного развития не только в лице руководства Октябрьской железной дороги, но и всего ОАО «РЖД». Выстраивание надежных партнерских отношений через внедрение совместных эффективных решений, согласование друг с другом технологических процессов и стандартов — самый короткий путь к успеху. «Ростерминалуголь» придерживается его уже 25-й год.
— Сейчас модно говорить о цифровизации различных производственных процессов. Может ли РТУ похвастаться достижениями в этой области?
— Безусловно, цифровизация процессов — это задача номер один для специализированного терминала, и этот вопрос мы всегда решали только во взаимосвязи с нашим главным партнером — Октябрьской ж. д. по станции Лужской. Сейчас на обработку одной единицы подвижного состава затрачивается немногим более одной минуты. Достигнуть таких показателей удалось за счет внедрения информационно-логистической системы, которая позволяет в онлайн-режиме контролировать движение грузов по Октябрьской ж. д. и другим дорогам на всем маршруте следования угля, осуществлять качественное планирование подхода груза и бесперебойную работу в непрерывном режиме online 24/7/365.
— Расскажите подробнее о самой системе. Что она дает?
— Все началось с автоматизации учета внутри терминала и выросшей из этого потребности в оперативной информации о грузах, отправленных в наш адрес. Эта информация необходима задолго до даты финальной доставки груза на терминал и фактического поступления маршрута угля на станцию Лужскую, чтобы успеть выстроить необходимый горизонт планирования работы терминала, складов, выгрузки и погрузки на суда и, конечно, очередности постановки судов к причалам. Эту задачу наша компания решала совместно с РЖД. В итоге перешли полностью на электронный документооборот между компаниями и интегрировали свою систему в Дорожную информационно-логистическую систему РЖД (ДИЛС). Теперь пользователи, подключенные к системе, в режиме реального времени контролируют движение каждого вагона с углем: от момента его погрузки на угольных разрезах до обработки тандемными вагоноопрокидывателями в АО «Ростерминалуголь». Информация о движении угольного груза в адрес терминала автоматически анализируется, пока составы с углем еще в пути.
Взаимный обмен информацией со станцией Лужская и совместное планирование грузопотока позволили оптимально выстроить процесс движения угольной продукции на итоговом этапе транспортно-логистической цепочки. Составы, при необходимости, формируются из полувагонов с заказанными марками угля и без промедления подаются со станции под разгрузку без дополнительных сортировочных операций.
В цифровом плане РТУ и РЖД — уже давно не просто партнеры, а практически единое целое. Как результат — запланированная по первоначальному проекту максимальная суточная выгрузка АО «Ростерминалуголь» в 700 вагонов выросла в 1,5 раза — до 1200 вагонов, а совместный проект портовиков и железнодорожников получил заслуженное признание ОАО «РЖД» как наиболее эффективный в Санкт-Петербург-Витебском регионе Октябрьской железной дороги.
— За первое непростое полугодие 2020 года РТУ показал значительный рост грузоперевалки. За счет чего выросли ваши показатели?
— По итогам первого полугодия 2020 года наш терминал стал единственным, кто показал положительную динамику грузооборота, — целых 10% роста к прошлому году. Необходимо особо отметить важность этого роста — он зафиксирован на фоне крайне негативной ситуации на рынках угля в северо-западном направлении. Рост перевалки однозначно подтверждает высокую оценку конкурентоспособности АО «Ростерминалуголь» со стороны угольщиков России. Грузоотправители голосуют за инфраструктуру, скорость и качество обработки грузов и, конечно, за экологическую безопасность работы.
Стивидорный терминал является финальной логистической точкой в процессе погрузки, железнодорожной перевозки от грузоотправителя до морского транспорта. Четкая и быстрая обработка угля начинается всегда с железной дороги. Автоматизация и технологии железнодорожной перевозки угля последовательно отражаются на эффективности процессов в порту. И здесь мелочам необходимо уделять первоочередное внимание.
Взаимодействие портовиков и железнодорожников ведется на всех уровнях: от рабочих встреч руководства до совместной работы специалистов по формированию и следованию поездов от разрезов Кузбасса до балтийских причалов на протяжении более 4 тыс. км. Особого внимания заслуживает оперативное согласование в режиме онлайн планов перевозки в восточном, северо-западном и южном направлениях, которого удается достигать благодаря четко выстроенной работе с ЦФТО РЖД.
Одновременно со смежниками на железной дороге все службы терминала постоянно совершенствуют технологические процессы по обработке угольного груза. Например, мы внедрили новую систему оценки минимальных расстояний специализированной техники на угольном складе. Представляете, раньше огромные махины — стакеры и реклаймеры — не могли работать рядом на расстоянии ближе 70 метров. Новые датчики предупреждения столкновений позволяют операторам складских машин работать в 10 метрах друг от друга. Незначительная деталь, сэкономившая всего несколько минут работы. Но все эти мелочи, добавленные минуты и секунды в результате дали терминалу несколько миллионов тонн грузооборота по году, а нашим клиентам — возможность сократить финансовые затраты в условиях очень непростого рынка.
— Не так давно вы провели плановую замену оборудования на терминале. Какой эффект это дало в результате?
— В 2018 году «Ростерминалуголь» заменил тандемный вагоноопрокидыватель, запущенный в эксплуатацию еще в 2006 году. На тот момент еще не было инновационных вагонов повышенной вместимости, техника была рассчитана на меньшие характеристики вагонов. И если в железнодорожном составе попадался инновационный вагон, требовалось переставлять его на другой путь, что вело к потерям времени. Сейчас весь состав обрабатывается без задержек. Новый опрокидыватель не имеет ограничений по типам вагонов и может работать с самым современным подвижным составом. В паре со вторым вагоноопрокидывателем мы получили новые скорости обработки составов и, следовательно, более высокие темпы работы всех остальных комплексов терминала.
— Следующий год станет юбилейным — терминалу исполнится 25 лет со дня основания. Какие самые яркие моменты вы можете вспомнить из истории его развития?
— Вся история терминала воспринимается как один яркий момент. Большое впечатление произвел запуск первого вагоноопрокидывателя, затем второго. Введение в эксплуатацию в 2006 году Второй очереди угольного терминала, а спустя три года — Третьей очереди. Лучше всего достижения запоминаются в виде значимых цифр. Показатели, которых мы достигли за последние 10 лет, действительно можно охарактеризовать как рекордные для портовой отрасли Российской Федерации. В 2010 году мы выгружали только 242 вагона в сутки и перевалили 7,5 млн тонн угля за год. А сегодня максимум выгрузки «Ростерминалугля» достиг уже 1200 вагонов за одни сутки. Наиболее значимой цифрой стало достижение в 2017 году рекордного грузооборота терминала — 25 млн тонн угля. Еще одно знаковое событие — погрузка на терминале самого большого балкера грузовместимостью 170 тыс. тонн, на который было погружено 128 тыс. тонн угля!
Конечно, главное в работе «Ростерминалугля» — это не достижение каких-то ярких пиковых значений, а системная работа по внедрению наилучших доступных технологий в обработке угольного груза, что обеспечивает репутацию «Ростерминалугля» как стабильного престижного работодателя и градообразующего предприятия, лидера автоматизации и цифровизации процессов грузоперевалки, надежной опоры для угольной отрасли России.
Интервью подготовил Александр Когай.