Глубоко копаем
ФГУП «Росморпорт» в 2020 году выполнил план ремонтных дноуглубительных работ, обеспечив навигационные параметры акваторий и подходных каналов на 49 объектах в 22 морских портах России.
Согласно оперативным данным ФГУП «Росморпорт», дноуглубление выполнено в объеме 7,8 млн куб. м в таких портах, как Архангельск, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Калининград, Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск, Темрюк, Кавказ, Тамань, Новороссийск, Туапсе, Астрахань, Оля, Махачкала, Шахтерск.
В работах был задействован как собственный флот «Росморпорта» (17 земснарядов и 8 единиц вспомогательного флота), так и флот подрядных организаций — 4 земснаряда. Доля работ, выполненных дноуглубительной техникой предприятия, в общем объеме ремонтного дноуглубления неуклонно растет и в этом году составила 90%.
Остановимся на наиболее крупных дноуглубительных проектах.
ВКМСК
Ввиду негативной тенденции понижения уровня Каспийского моря, интенсивной заносимости, вызванной паводковыми, штормовыми и сгонно-нагонными явлениями Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) возникает необходимость увеличения ежегодных объемов дноуглубительных работ, чтобы обеспечить навигационную глубину 5,1 м для безопасного прохода судов по каналу. Если в 2019 году Астраханским филиалом Росморпорта извлечено более 2,8 млн куб. м грунта, то на 2020 год объем извлеченного грунта, в соответствии с планом, составлял порядка 3,9 млн куб. м.
Ремонтные дноуглубительные работы в акватории ВКМСК осуществляются как собственными земснарядами «Петр Саблин», «Артемий Волынский», «Иван Черемисинов» и «Уренгой», так и с привлечением судов иных организаций, в частности земкаравана «Балтийская».
Для снижения заносимости ВКМСК и затрат на дноуглубление ФГУП «Росморпорт» планирует создать защитные сооружения, строительство которых начнется в 2021 году.
Помимо этого, в 2020 году Астраханским филиалом приобретено и успешно введено в эксплуатацию новейшее гидрографическое оборудование, которое позволяет кардинально увеличить скорость мониторинга лимитирующих участков ВКМСК в целях оперативного реагирования на возникающие сложные ситуации с наносами, особенно после зимнего периода и половодья.
Бухта Бечевинская
Один из крупнейших проектов по капитальному дноуглублению в морских портах России связан со строительством СПГ-терминала компании «Новатэк» на Камчатке в бухте Бечевинская. Проект входит в Комплексный план развития магистральной инфраструктуры до 2024 года. Длина канала должна составить 6,6 км, ширина 275 м, отметка дна 16,1–17,2 м. Дноуглубительные работы на канале необходимы в связи с малыми глубинами (до 3 м) и заиливанием. Основными участниками инвестиционного проекта по созданию морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае являются ООО «Новатэк-Камчатка» и ФГУП «Росморпорт» (в части объектов федеральной собственности). Проектная мощность – 21 млн тонн СПГ в год.
Размещение подводного отвала грунта, образующегося при производстве дноуглубительных работ на канале, предусматривается во внутренней (северной) части бухты на участках с отметками дна более 45 м.
К марту 2021 года ФГУП «Росморпорт» завершило корректировку проектной документации на дноуглубительные работы по проекту и получило положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза».
На текущий момент предприятие ведет подготовку к заключению государственного контракта. Подрядная организация будет определена конкурсным путем.
«Объем дноуглубительных работ в бухте Бечевинская составит 16,5 млн куб. м грунта»
Проведенный в августе 2020 года первый конкурс был признал несостоявшимся. Максимальная цена контракта тогда составляла около 11 млрд руб., а единственный участник тендера, компания Van Oord, предложила выполнить контракт за почти 20 млрд руб.
В «Росморпорте» ранее отмечали, что работая с 1 июля 2021 года, «дноуглубление можно выполнить если не до конца декабря, то до конца февраля 2022 года абсолютно точно».
Напомним, проект создания перевалочного комплекса СПГ в бухте Бечевинская предусматривает установку накопителя на якорной системе и создание береговой инфраструктуры. Первую очередь проекта планируется запустить в 2022 году, вторую — в 2023 году.
Порт Сабетта
Большой объем дноуглубительных работ в ушедшем году проводился в Обской губе в рамках проекта по реконструкции подходного канала к порту Сабетта в связи со строительством нового терминала «Утренний». Общий объем извлеченного грунта превысил 32 млн куб. м. Работы выполнялись в течение всего 79 дней из-за короткого периода безледовой навигации на участке строительства.
Дноуглубление планируется провести в два этапа. После окончания первого, в 2021 году, ширина канала увеличится на 180 м на прямолинейном участке (с 295 до 475 м) и на 278 м (до 573 м) на поворотном участке. Длина канала увеличится с 48,9 до 51,6 км, глубина составит 15,1 м (в Балтийской системе высот 1977 года).
«Общий объем дноуглубления в порту Сабетта за три года составит порядка 59,8 млн куб. м»
Заказчиком строительства объекта «Морской канал» выступает ФГУП «Гидрографическое предприятие» (входит в госкорпорацию «Росатом»), исполнителем дноуглубительных работ определено ООО «Мордрага». Общее количество привлеченных к проекту членов экипажа и персонала компании составило более 1000 человек.
Выполненные расчеты судопропускной способности показали, что при сохранении действующей конфигурации Морского канала максимальное число судопроходов по каналу будет достигнуто в 2023 году — до четырех в сутки.
«По завершении работ будет обеспечена возможность прохода судов типа Yamalmax длиной 299 м и дедвейтом 80 тыс. тонн, созданы специальные карманы для обеспечения возможности транспортировки платформ гравитационного типа для создания завода по сжижению газа проекта «Арктик СПГ 2». В перспективе по мере выполнения всех намеченных планов до 2030 года канал будет способен обеспечить до девяти проходов судов в сутки», — отметил на тот момент генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Юрий Михов.
Основной объем дноуглубительных работ в 2021 году в Обской губе «Гидрографическое предприятие» обеспечит в рамках действующих трехлетних контрактов, в свою очередь сообщил Александр Бенгерт, с 20 февраля 2021 года назначенный новым генеральным директором ФГУП «Гидрографическое предприятие».
«Большая часть пути уже пройдена – 32,5 млн куб. м. Оставшиеся объемы приблизительно пополам распределяются между 2021 и 2022 годами», - уточнил Александр Бенгерт.
Он рассказал про работы и на другом объекте порта Сабетта - терминале «Утренний»: «Мы продолжаем работы по реконструкции акватории терминала «Утренний» – это тот самый третий этап в рамках проектной документации. Здесь также есть генеральный подрядчик - компания МРТС, которая вправе привлекать субподрядчиков на эти работы».
Бенгерт не смог уточнить какая компания в рамках субподряда в навигацию 2021 года данные будет физически осуществлять работы.
«В прошлом году это была компания Van Oord, ее МРТС привлекал на субподряд. Кроме того, в 2020 году частично был задействован собственный флот МРТС», - добавил глава «Гидрографического предприятия».
Говоря о ремчерпании в порту Сабетта, Бенгерт напомнил о другом действующем трехлетнем контракте - на ремонтное черпание в рамках тех объектов, которые уже введены в эксплуатацию.
«Подрядчиком определена компания МРТС, - пояснил он. – Это технически связано с тем, что они смогли предложить лучшую цену, потому что МРТС осуществляет капитальное строительство близких объектов. Это позволяет компании достаточно эффективно управлять затратами на мобилизацию флота. Поэтому с точки зрения рынка они эффективны».
Гидрографическое предприятие планирует обеспечить по этому контракту на ремчерпание в 2021 году не менее 1 млн куб. м изъятого грунта.
Кроме того, в планах Гидрографического предприятия – реализация этапа, который связан с завершением реконструкции акватории терминала «Ямал СПГ» в порту Сабетта. Это акватория вспомогательных причалов. Уточненный объем дноуглубления - порядка 300 тыс. куб. м.
«Он достаточно небольшой, но с точки зрения технологии производства работ – непростой», - добавил Бенгерт.
Бухта Мучка
Еще один крупный проект капитального дноуглубления реализуется в рамках строительства угольного терминала в бухте Мучка Хабаровского края. Строительство комплекса инициировано АО «ВаниноТрансУголь» (ВТУ, входит в группу компаний «Колмар») для вывоза коксующихся углей с якутских месторождений.
Работы по первому этапу были завершены осенью 2020 года. В рамках первого этапа ФГУП «Росморпорт» выполнил дноуглубительные работы в объеме около 900 тыс. тонн, что обеспечило возможность экспортировать с терминала до 12 млн тонн угля в год. К дноуглубительным работам привлекался флот компании Van Oord.
Завершение второго этапа проекта, запланированное на 2023 год, позволит нарастит перевалку угля вдвое — до 24 млн тонн. После вывода на полную мощность перегрузочный комплекс станет одним из крупнейших морских угольных терминалов в России.
Подведомственное Росморречфлоту ФГУП «Росморпорт» в рамках инвестиционного соглашения с АО «ВаниноТрансУголь» создаст объекты федеральной собственности, в том числе сформирует акваторию будущего терминала, обеспечивающую безопасный подход и швартовку к причалам судов больших размерений с осадкой в грузу от 15,4 м (к причалу № 1) до 17,1 м (к причалу № 2). Общий объем инвестиций в проект составляет 45,33 млрд руб., из них 1,35 млрд руб. — в объекты федеральной собственности.
Новороссийск
Главгосэкспертиза России в декабре 2020 года выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий на проведение работ по созданию условий для безопасного движения судов к причалам АО «Новорослесэкспорт» (АО «НЛЭ», входит в Группу НМТП). Проектом предусмотрена реконструкция внутренней акватории порта для нужд перевозчика АО «Новорослесэкспорт», лесной и контейнерный терминалы которого находятся на территории комплекса.
Работы пройдут в два этапа. На первом запланированы работы по реконструкции входного рейда, разворотного места и внутреннего судового хода до торца Лесного пирса и причала № 5 «Новорослесэкспорта», а также углубление акватории участка до отметки −13,9 м.
Таким образом будут обеспечены достаточная глубина для подхода к причалам и отхода от них судов длиной 300 м и шириной 48 м (причалы №№ 29, 30), длиной 230 м и шириной 32,2 м (причалы №№28 и 28А) и судов длиной 225 м и шириной 32,2 м (причалы №№2, 3 и 4).
Вторым этапом с учетом перспектив развития порта Новороссийск будет выполнено дноуглубление операционной акватории до отметки минус 10,2 м на подходах к причалу № 5, что позволит подходить судам длиной 169,6 м и шириной 28 м. Дноуглубительные работы будут проведены только при условии реконструкции шестого производственного района и нескольких грузовых причалов «Новорослесэкспорта», которая запланирована в отдельном проекте.
Проектную документацию на проведение реконструкции подготовили в ООО «Морское строительство и технологии». Застройщик — АО «Новорослесэкспорт».