• 30 января 2006

    Кому опасна безопасность на Неве?

    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в конце августа прошлого года выработала ряд мероприятий по обеспечению безопасности судоходства на реке Нева. Тогда Минтранс предложил Службе разработать новый нормативный документ, запрещающий эксплуатацию однокорпусных нефтеналивных судов в мостовых зонах Санкт-Петербурга. С этой же просьбой в письме к премьер - министру Михаилу Фрадкову еще осенью прошлого года обратилась Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Эксплуатация однокорпусных танкеров создает высокую угрозу жизни города и не может быть оправдана никакими аргументами, говорилось в письме.

     

    Решение принято
    Северо-Западное бассейновое управление (СЗБУ) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта уже внесло по заданию Министерства транспорта РФ изменения и дополнения в документ, который регламентирует правила движения по Неве - Особенности движения и стоянки судов по судоходным путям Северо-Западного бассейна - и направило их на согласование в Комитет по транспорту администрации Санкт-Петербурга. «Мы полностью поддерживаем инициативу Минтранса, потому что боремся за изменение этих правил еще с начала навигации 2005 года», - прокомментировал ситуацию представитель Комитета по транзитно-транспортной политике Санкт-Петербурга Антон Тремба. В ближайшее время эти изменения получит и областная администрация. Затем документ вернется в Минтранс на окончательное одобрение. По словам исполняющего обязанности руководителя Северо-Западного бассейнового управления по надзору в сфере транспорта Ивана Поносенко, «все вопросы должны быть улажены к навигации 2006 года».

     


    Один борт — двойная проблема
    Согласно новым правилам по Волго-Балту будет запрещена перевозка опасных грузов и нефтепродуктов на судах с одинарным бортом. В Северо-Западном бассейновом управлении по надзору в сфере транспорта такое решение объясняют необходимостью повысить безопасность на реке Нева. «Последствия аварий однобортных судов, - сказал Иван Поносенко в беседе с ИА «ПортНьюс»,- ликвидировать сложнее». Так, например, в результате аварии однобортного танкера «Нефтерудовоз-7» в октябре 1999 года в Неву вылилось 45 тонн мазута. Это обошлась городскому бюджету в 20 млн. рублей. Авария танкера «Иркутск ГЭС», который столкнулся в мае 2005 года с Троицким мостом, не повлекла большого разлива нефти из-за наличия у судна двойных бортов.

    С вводом новых правил судоходства, из 220 нефтеналивных судов, которые летом обычно работают на Неве к новой навигации 21 танкер может быть останется не у дел (по данным ГБУ «Волго-Балт» за 2005 года). По словам начальника линейного отдела СЗБУ госнадзора на внутреннем водном транспорте Владимира Мельникова под новое предписание, в частности, попадут 17 судов типа «Нефтерудовоз» и 4 танкера типа «Ленанефть». Все они принадлежат ОАО «Волготанкер». По мнению Службы, однобортные суда будут переведены на Белое море, как планировалось еще при их постройке.

    В Северо-Западном филиале Российского Речного Регистра с сомнением отнеслись к планам Минтранса одномоментно вывести все однобортные суда из эксплуатации. «На сегодняшний день вывести суда из эксплуатации невозможно. Новый флот не строится, если убрать старый - нечем будет работать», - заявил руководитель Северо-Западного филиала Российского речного регистра (РР) Николай Фомин. Он привел несколько аргументов за сохранение на Неве в предстоящую навигацию всех ранее работавших здесь танкеров. Фомин подтвердил, что попадающие под запрет танкеры соответствуют правилам Регистра на момент постройки, их запас прочности достаточный. «Предоставленная статистика не позволяет утверждать, что во всех разливах виноваты только однобортные суда», - пояснил Фомин. Он отметил, что большой процент перевозки грузов во всем мире осуществляется на однобортных судах. «Единственный крупный разлив нефти произошел в 1999 году («Нефтерудовоз-7»), но он не был связан с тем, что этот танкер — однобортный, - сказал руководитель РР. - Нева чище, чем Темза в Лондоне. Валентину Ивановну (Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга — прим. ИА «ПортНьюс») ввели в заблуждение: не было в этом году крупных разливов. Однако если решение будет принято, Речной регистр подчинится».

    Тем не менее, проект по изменению правил судоходства активно поддерживает губернатор Санкт-Петербурга, Ространснадзор, экологи, Ассоциация Портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ), Ассоциация судоходных компаний (АСК) и Росморречфлот. И это лобби может оказаться успешным.

    Коммерческие структуры, заинтересованные в большом грузопотоке нефтепродуктов по реке, не видят особых препятствий для развития собственного бизнеса с введением новых правил судоходства на Неве. Генеральный директор ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (объем перевалки нефтпродуктов, поступивших на терминал речными судами в 2005 году составил 1,155 млн. тонн) Игорь Телешев прокомментировал ИА «ПортНьюс»: «Нас не могут не беспокоить те аварийные случаи, которые происходят на Неве в период судоходства. Если выбирать между количеством груза, который мы можем принять и вероятностью того, что при очередном наезде танкера на разводной петербургский мост произойдет крупный нефтеразлив, то мы готовы на снижение объемов. Пусть мы чуть-чуть недоберем, но экологическое законодательство должно соблюдаться».

    Генеральный директор судоходной компании «Альф-Марин», владелец танкера «Иркутск ГЭС» Александр Ганичев подчеркнул в интервью корреспонденту ИА «ПортНьюс»: «Последствия, которые могут произойти в результате аварии танкера с нефтепродуктами могут оказаться для судовладельца гораздо дороже, чем те затраты, которые требуются для установки на судне второго борта». По оценке Ганичева, переоборудование одного танкера типа «Нефтерудовоз» может обойтись в сумму около $1 млн.

     

    Обжалованию не подлежит
    Помимо запрета однобортных судов, новые правила предполагают увеличить минимальную дистанцию между судами до 1000 метров по течению и до 700 метров против течения (вместо 500 метров по действующим правилам). По словам Ивана Поносенко, «это нововведение не приведет к уменьшению грузопотока, поскольку «Ространснадзор» отвоевал разрешение увеличить время разводки мостов на 15 минут, что позволит снизить плотность потока судов». Поскольку максимальное количество аварий на Неве происходит вследствие столкновения проходящих судов с мостами, ГУП «Мостотрест» приходится ежегодно обследовать подводную часть устоев мостов. "Все говорят, что это мы виноваты, а на самом деле плавать не умеют", - сказал в интервью корреспонденту ИА «ПортНьюс» директор «Мостотреста Юрий Петров. В 2005 году «Мостотрест» начал реализацию пилотного проекта по техническому контролю за судоходством — на мосту Лейтенанта Шмидта были установлены видеокамеры, чтобы следить за отклонением судов от курса. «В этом году будут установлены камеры еще на 3 мостах. На каких, пока не буду уточнять, чтобы капитаны не безобразничали».

    Уровень грузопотока с учетом новых требований спрогнозировать сейчас сложно. Даже специалисты пока воздерживаются от оценок. По словам Игоря Телешева, специфика рынка речных перевозок такова, что с объемами этого рынка можно определиться только ближе к летней навигации. «Колебания на рынке речных перевозок зачастую обусловлены не только экономическими, но и политическими моментами», - сказал Телешев, вспоминая историю взаимоотношений ОАО «Волготанкер» с налоговыми органами. В петербургском Комитете по транзитно-транспортной политике так же не выражают беспокойства относительно возможного сокращения объемов перевозки топлива по Неве. «Мы уверены, что на крупных игроков рынка перевалки нефтепродуктов новое требование существенно не повлияет», - считает Антон Тремба.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен