Братья навек: Россия и Китай займутся автономным судоходством вместе
«Сотрудничество в области автономного судовождения может открыть новую страницу в истории морского транспорта не только для Китая и России, но и для всего мира», - заявил руководитель Отраслевого центра Маринет Александр Пинский на открытии Российско-китайского форума на высшем уровне по научно-техническому сотрудничеству в области интеллектуальных судов и автономного судовождения.
В форуме, который состоялся в формате видеоконференции 25 августа 2021 года, приняли участие руководители и эксперты ведущих предприятий и научных центров Китая и России: Китайской национальной ассоциации судостроительной промышленности, Харбинского инженерного университета, Уханьского технологического университета, Ведущей лаборатории судовых интеллектуальных систем и технологий Министерства промышленности и информатизации КНР, Ведущей лаборатории интеллектуальных технологий и применений судового и морского оборудования Министерства образования КНР, Российского морского регистра судоходства, Китайского классификационного общества, Китайского общества мореходства, Центра международного экономического и технического сотрудничества Министерства промышленности и информатизации КНР, Шанхайского исследовательского института судового проектирования, Корпорации Даляньской судовой тяжелой промышленности, Компании COSCO, Компании Азиатско-Тихоокеанская спутниковая широкополосная связь, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Российского университета транспорта, АО «Ситроникс КТ», АО «Научно-исследовательский институт специальных проектов», ФГУП «Космическая связь». Корреспондента ИАА «ПортНьюс» организаторы пригласили присоединиться к участникам форума.
Приветствуя участников конференции, академик Китайской академии инженерных наук Янь Синьпин напомнил, что 2021 год был объявлен годом Российско-Китайского научно-технического и инновационного сотрудничества.
Выступления открыл доклад председателя ISO/TC8, генерального секретаря Китайской национальной ассоциации судостроительной промышленности г-на Ли Яньцин, который рассказал о текущем состоянии китайской судостроительной промышленности. Китай является крупнейшей судостроительной державой на протяжении 11 лет подряд, способной построить судно любого типа. Объем производства достигает более 55 млн тонн дедвейта в год. Полный цикл создания продукта от постановки НИОКР до строительства и эксплуатации позволяет следовать актуальным тенденциям развития промышленности за счет реализации инновационных разработок, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к высокотехнологичным морским сооружениям. По словам г-на Ли Яньцин в настоящее время приоритетным направлением развития судостроительной промышленности Китая является создание «зеленого» и «умного» судна, где уже имеется серьезный научный и технический задел. Он подчеркнул, что дальнейшая эффективная работа требует организации международного сотрудничества и установления тесного взаимодействия между промышленностью, университетами и научно-исследовательскими организациями с целью обмена опытом и проведения совместных исследований.
Директор научно-технологического инновационно-испытательного центра Китайского классификационного общества г-н Цай Юйлян отметил важность проведения виртуального моделирования и натурных испытаний для проверки разрабатываемых систем, являющихся основой безопасного судоходства. «Технологии искусственного интеллекта необъяснимы и непредсказуемы, что ключевым образом отличается от существующих технологий судовождения. Наша задача – обеспечить, как минимум, тот же или более высокий уровень судоходства и защиты окружающей среды, что и предписываемый действующими конвенциями и нормативными актами», - добавил он.
Согласно стратегической Программе «Сделано в Китае 2025» основным направлением развития судостроительной промышленности Китая является разработка «умных» технологий. Стратегия цифрового судовождения, поддерживаемая Международной морской организацией, активно реализуется в последние годы специалистами Харбинского инженерного университета. О полученных к настоящему времени результатах масштабного проекта по разработке бортовых систем искусственного интеллекта и дистанционного управления рассказал директор Института интеллектуального управления, профессор Чжу Цидань. Научно-исследовательская работа проводится в три этапа с 2020 года по 2040 гг. На первом этапе предусмотрена разработка алгоритмов принятия решений для обеспечения бортового контроля и обслуживания судна. Второй этап, стартующий в 2025 году, предполагает создание технологий цифровых двойников для береговых систем дистанционного управления. К 2040 году ученые планируют завершить тестирование созданных систем и в реальных условиях эксплуатации отработать маневры предупреждения столкновений, докования и захода / выхода судна из порта в автономном режиме. Для решения поставленных задач создано новое «умное» научно-исследовательское судно, оснащенное системой динамического позиционирования, активной системой снижения вибрации, системой диагностики неисправности двигателя, система обеспечения ситуационной осведомлённости, автономной навигационной системой и береговым центром управления.
В России программа автономного судовождения реализуется с 2019 года под эгидой Отраслевого центра «Маринет» при поддержке Минпромторга России. В настоящее время благодаря тесной кооперации российских разработчиков и судовладельцев удалось организовать уникальный по масштабу пилотный проект а-Навигации в реальных условиях на борту четырех различных по функциональности судов. «В рамках пилотного проекта мы разработали полный набор систем автономной навигации и провели их испытания в реальных условиях эксплуатации. Наши системы полностью интегрированы с существующим оборудованием судна, что обеспечивает максимальную достоверность получаемых результатов. В ходе проекта коллегами из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого был разработан алгоритм автоматического расхождения и предотвращения столкновения судов. Кроме того, Научно-исследовательским институтом специальных проектов совместно с НПП АМЭ была создана оптическая система анализа морской обстановки, позволяющая в режиме реального времени автоматически обнаруживать и распознавать находящиеся в поле зрения судна объекты. Сейчас ведется подготовка к финальным демонстрационным рейсам, которые должны стать завершением испытаний», - сообщил Андрей Родионов, генеральный директор АО «Ситроникс КТ», выступающего головным разработчиком автономных систем судовождения.
Помимо технических аспектов а-Навигации участники Форума также коснулись вопросов регулирования деятельности морских автономных судов и стандартизации правил их эксплуатации. Профессор Василий Гуцуляк, заведующий кафедрой морского права Российского университета транспорта (РУТ), ведущий эксперт Центра по продвижению технологий автономного судовождения МАРИНЕТ РУТ, отметил, что Российская Федерация лидирует в части разработки национального правового регулирования эксплуатации морских автономных судов. Наряду с уже принятым и действующим постановлением Правительства по опытной эксплуатации МАНС, разработаны и прошли все согласования соответствующие поправки в ключевой российский закон в области морского судоходства – Кодекс торгового мореплавания. Их вступление в силу ожидается к концу 2021 – в начале 2022 года. «В основу российского подхода к правовому регулированию использования морских автономных надводных судов (МАНС) положен принцип полной функциональной эквивалентности, базирующийся на положениях Конвенции ПДНВ, а также предполагающий отсутствие необходимости требовать более высокого уровня безопасности для МАНС, чем это предусмотрено на традиционных судах. Указанный подход позволяет уже сейчас широко использовать МАНС в рамках действующего международно-правового регулирования», - добавил он.
По итогам мероприятия был составлен меморандум, который служит основанием для дальнейшего сотрудничества между российской и китайской сторонами, и позволит на его основе проводить совместные научные исследования и прикладные проекты, подготовку кадров, а также способствовать долгосрочному международному сотрудничеству научно-исследовательских учреждений, предприятий и специалистов обеих сторон в области автономного судовождения. Стороны также договорились наладить сотрудничество между Российским морским регистром судоходства и Китайским классификационным обществом для обмена технической информацией и разрабатываемыми стандартами в области автономного судовождения.
Также обсуждалась реализация совместного пилотного проекта автономного судовождения в Китае на одном или нескольких специально созданных или уже существующих судах. Стороны планируют создать совместную рабочую группу с участием Министерства промышленности и информатизации КНР и Министерства промышленности и торговли России, в т.ч. для внесения соответствующих предложений по двустороннему сотрудничеству в протокол регулярных встреч глав правительств Китая и России.
Юлия Кононова