РПСМ: «Сделать Российский флаг важнейшим в мировом океане»
Последствия продолжающейся пандемии для судоходства, отмена виз для российских моряков, а российский шельф и Северный морской путь – только для судов, работающих под флагом России. IX съезд Российского профессионального союза моряков, в этом году отмечающего 30-летие со дня основания, определил стратегию на ближайшие пять лет. Одна из важнейших задач организации - привлечение в свои ряды молодежи. В профсоюз молодые моряки смогут вступать уже с курсантским билетом.
Провести несколько месяцев в море для моряка – привычное дело. Но даже самый суровый морской волк вряд ли был готов к тому, что случилось 20 месяцев назад. В начале пандемии на торговых судах заложниками ситуации стали порядка 400 000 моряков. Несмотря на истекшие сроки контрактов они вынуждены были продолжать работу. И оказалось, что не только нельзя сменить экипажи, но и даже сойти на берег за медицинской помощью невозможно. Портовые власти отказывали в репатриации. Как минимум 57 жизней были спасены при участии РПСМ, активно отстаивавшей в это сложное время права моряков.
«Нам удалось снять с бортов моряков, которые находились в критическом состоянии – с инсультами, с инфарктами, с критическими заболеваниями, угрожавшими здоровью. Всего с нашей помощью, когда все власти и организации уже отказались, было репатриировано 850 моряков за эти 20 месяцев», – отметил председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков.
Благодаря совместной работе РПСМ с российскими правительственными и международными морскими организациями, ситуация по смене экипажей заметно улучшилась – на сегодняшний день в море сверх сроков контрактов остается порядка 200 000 работников флота. Но проблема еще далека от окончательного решения.
Как и визовый вопрос для отечественных моряков. В морском профсоюзе считают, что украинские моряки имеют преимущество перед российскими – украинцы, которым по работе необходимо посещать порты Северной Америки, получают визы на 10 лет, в то время как россияне лишь на один год, а в крайнем случае на пять лет. В результате наш моряк теряет конкурентоспособность на этом рынке. Это санкционная политика в деле, отмечают в РПСМ и одновременно решают визовый вопрос с представителями Евросоюза. «Я сам лично встречался с еврокомиссаром по вопросу предоставления российским морякам возможности пересекать границы Европейского союза, имея на руках только удостоверение личности моряка и судовую роль, как это было в стародавние времена СССР, когда моряк свободно путешествовал, пересекая границы, имея на руках лишь морские документы», – рассказал председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков.
Нуждаются в защите профессиональных интересов и моряки, работающие на севере. Сейчас, по оценке профсоюза, на арктическом шельфе России работают 28 судов под иностранным флагом, в каботажных перевозках заняты филиппинские, индийские, греческие моряки, есть случаи, когда зарубежные судовладельцы переманивают российских моряков.
«Мы категорически возражаем против этого. Бизнес бизнесом, но считаем, что на российском шельфе и Северном морском пути должны работать исключительно граждане РФ и только под российским флагом. Это наша зона и наш каботаж. Мы продолжим эту борьбу, и я уверен, что рано или поздно нас услышит правительство, тем более, что наш подход абсолютно государственный», - сказал Юрий Сухоруков.
Чтобы моряк не соблазнялся удобным флагом, важно сохранить его право на достойную заработную плату. В этой связи РПСМ принимал участие в работе Паритетной морской комиссии Международной Организации Труда, в том числе Подкомитета по заработной плате моряков. В результате переговоров с судовладельцами, было решено увеличить минимальную ставку для матроса первого класса с 1 января 2021 года до $641. Кроме этого профсоюз в ближайшие пять лет приступит к разработке и реализации программы поддержки молодых моряков, входящих в профессию. Это особенно важно, когда у выпускника были недостаточные возможности для прохождения практики, особенно на современных судах. Также важно привлекать молодежь в профессиональный союз, как в качестве работников, так и активистов.
«В следующие пять лет РПСМ должен взять на себя решение амбициозной задачи. Добиваться того, чтобы все выпускники плавательных специальностей были членами российского профсоюза моряков. Нужно активнее работать в учебных заведениях», – считает Петр Осичанский, инспектор ITF, председатель первичной профсоюзной организации моряков Владивостока РПСМ.
Дальний Восток сегодня задает молодежные морские профсоюзные тренды. В цеховой организации профсоюза моряков в МГУ имени адмирала Г. И. Невельского на данный момент состоят 32 курсанта. Больше, чем в любом другом морском регионе страны. Ребята говорят, что профсоюз им нужен по многим причинам: так они могут лучше узнать о своих правах и способах их защиты. К тому же у них есть свои, специфические проблемы, такие как отсутствие зарплат и условий труда, как у более опытных работников.
Председатель цеховой организации, курсант 4-го курса МГУ имени адмирала Г. И. Невельского Никита Витвицкий отмечает: «В первую очередь, это юридическая поддержка, потому что как только молодой специалист выходит из вуза, то попадает в сложные условия, ему надо адаптироваться к работе, к условиям труда, к разным людям. И поэтому важно, когда тебе могут оказать юридическую помощь, дать совет, поддержать. Это очень важно. Это защита твоих интересов и прав».
В ходе IX-го съезда Российского профессионального союза моряков, подвели итоги, приняли программу на последующие пять лет, выбрали руководящие органы и председателя РПСМ. На должность главы организации был переизбран Юрий Сухоруков.
Российский профессиональный союз моряков в этом году отмечает 30-летний юбилей. За эти годы организация прошла большой путь от группы учредителей до глобального сообщества, насчитывающего порядка 77 тысяч человек. РПСМ объединяет 11 территориальных организаций по всей стране. Профсоюз представлен в Российской трехсторонней комиссии, в морской коллегии, участвует в работе экспертных советов комитета по транспорту Совета Федерации.
Егор Монаков.