• 4 августа 2008

    Юг снижает обороты

    Грузооборот портов южного бассейна по итогам полугодия снизился на 3% до 77,4 млн. тонн. В общей сложности южные порты обработали примерно треть от общего грузооборота портового комплекса страны.Из восьми южных портов по итогам первого полугодия только три порта – Темрюк, Кавказ и Махачкала – показали положительную динамику. Небольшое падение грузооборота произошло в Туапсе и Новороссийске, а более значительное – в портах Астрахань, Таганрог и Ейск.

     

    Зерно повысит грузооборот

    Более 70% грузооборота всех южных портов составил Новороссийск. За шесть месяцев в Новороссийске было обработано 54,6 млн. тонн грузов (-3,9%). Из них 77,7% (54,6 млн. тонн, -2,7%), пришлось на наливные грузы. Оборот сухогрузов составил 12,24 млн. тонн (-7,6%). По предположению директора по развитию научно-производственного предприятия “Морское строительство и технологии” (Санкт-Петербург) Сергея Семенова, наиболее вероятные позиции падения - зерно, металл и лес.

    В структуре грузооборота Новороссийска традиционно максимальная доля пришлась на ОАО “Новороссийский морской торговый порт”. В первом полугодии НМТП обработал более 63% грузов (54,6 млн. тонн) всего порта. Из них 26,9 млн. тонн составили наливные грузы. Несмотря на общее снижение грузооборота, по итогам 2008 года компания планирует увеличить обработку грузов, в частности за счет перевалки зерна. В июле текущего года НМТП объявил о начале приемки зерна нового урожая на Новороссийском зерновом терминале (дочерняя компания НМТП) для перевалки на экспорт. Вероятно, на такое решение повлияла отмена с 1 июля текущего года пошлин на экспорт пшеницы и ячменя, действующих в течение полугода. В НМТП планируют в течение 2008 года привлечь на предприятие такие виды зерна, как ячмень и пшеница. “Отмена экспортных пошлин на зерно и поставки нового урожая в Новороссийский порт будут способствовать росту грузооборота и выполнению производственных показателей компании в 2008 году”, - заявил в одном из интервью генеральный директор НМТП Игорь Вилинов. При этом эксперты не исключают, в связи с увеличением тарифов на перевозку зерна, это новшество может оказаться неинтересным поставщикам.

     

    Снижение показателей

    Максимальное падение грузооборота среди южных портов продемонстрировали порты Астрахань (-16,2%), Ейск (-18,6%) и Таганрог.

    Порт Ейск в первом полугодии обработал 1,63 млн. тонн грузов (-18,6%). Большая часть — 1,6 млн. тонн — пришлась на сухогрузы. В порту Ейск работает 5 стивидорных компаний. Компания ООО “Директория-НМП” перевалила 597,5 тыс. тонн грузов (36,8% грузооборота всего порта), чуть менее - 507,4 тыс. тонн – обработало ОАО “Ейский морской торговый порт”. При этом ни у одной компании порта в текущем полугодии не наблюдалось динамики роста: ООО “Ейский портовый элеватор” сократил перевалку грузов на 21,9% до 152,7 тыс. тонн грузов, ООО “Ейск-Приазовье-Порт” обработало 144,8 тыс. тонн грузов (-7,7%%) и ООО "Ейск-Порт-Виста" снизило показатели на 14,3% до 223,3 тыс. тонн.

    Грузооборот Астрахани сократился до 2,5 млн. тонн. За первое полугодие только 4 из 17 стивидорных компаний порта Астрахань продемонстрировали динамику роста: ОАО ГК “Армада” ПГР (увеличило грузооборот на 29,3% до 266,2 млн. тонн, ОАО ПКФ "Волга-порт" (увеличение грузооборота на 37,9% до 14,2 тыс. тонн), ООО ПКФ “Зюйд-Вест” (увеличение грузооборота на 60,6% до 143,. тонн), ООО ПФ "ВТС-Порт" (грузооборот увеличился на 40,7% и составил 80,5 тыс. тонн).

     

    Порт Таганрог за шесть месяцев снизил показатели на 18,1% до 1,2 млн. тонн. Положительную динамику в порту продемонстрировало только ОАО “Таганрогский судоремонтный завод” (+27,7% по отношению к прошлому году до 461,3 тыс. тонн). Две другие стивидорные компании порта – ОАО “Приазовье” и ОАО “Таганрогский морской торговый порт” снизили свои показатели.

    Более половины грузооборота всего порта приходится на долю ОАО “Таганрогский морской торговый порт”: по итогам полугодия предприятие обработало 655 тыс. тонн (-30%). Как пояснили ИАА “ПортНьюс” в компании, снижение грузооборота ТМТП обусловлено сложной обстановкой в период зимней навигации 2008 года. За это время существенно возрос объем переработки цемента – с 2,3 тыс. тонн до 112,7 тыс. тонн. Перевалка контейнерных грузов выросла более чем в 2 раза и составила 26 879 TEU. По итогам полугодия порт потерял в перевалке угля и наливных грузов: объем обработки угля сократился на 32,6% и составил 203,5 тыс. тонн, наливных грузов - на 58% до 76,4 тыс. тонн.

     

    Грузооборот пота Туапсе за шесть месяцев 2008 года снизился на 1,4% до 9,8 млн. тонн. Практически весь грузооборот порта составили грузы, прошедшие через причалы ОАО “Туапсинский морской торговый порт”. (ОАО "ТМТП"). Предприятие в первом полугодии 2008 года обработало 9,7 млн. тонн грузов, что соответствует грузообороту порта за аналогичный период 2007 года. Как сообщила пресс-служба компании, в структуре грузооборота преобладали нефтеналивные грузы: за этот период было перегружено 7,1 млн. тонн; объем обработки генеральных грузов составил 2,6 млн. тонн. За шесть месяцев в ТМТП было обработано 489 судов (из них 228 на нефтеналивном районе порта, 261 – на сухогрузном районе) и 40 тыс. железнодорожных вагонов. Лишь небольшая доля грузов - 24,8 тыс. тонн – была обработана на причалах ООО "Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт".

     

    Таманский рост

    Увеличить показатели за первое полугодие смогли два порта, входящие в структуру АМП Тамани – Темрюк и Кавказ и порт Махачкала.

    Грузооборот порта Кавказ по данным Таманского филиала ФГУП “Росморпорт” возрос на 9,4% до 4,4 млн. тонн, порта Темрюк - на 83,7% до 1,129 млн тонн.  В структуре порта Темрюк преобладает сырая нефть, мазут, удобрения, зерно, дизельное топливо. Среди стивидорных компаний лидирующие позиции принадлежат ЗАО “Темрюк-Сотра”, на долю которого пришлось более половины грузооборота порта (586,1 тыс. тонн). На втором месте ООО “Темрюкмортнас”: компания отгрузила 395,6 тыс. тонн грузов (35% от грузооборота порта). Третий показатель —136,4 тыс. тонн (12,1%) — ООО "КГС-порт".

    Единственный незамерзающий российский порт на Каспийском море — порт Махачкала. Махачкалинский транспортный узел способен принимать транзитные грузопотоки нефти и нефтепродуктов из Средней Азии, а также часть экспортно-импортных грузов России, Ирана, Индии. Единственная стивидорная компания порта - ФГУП "Махачкалинский МТП"- за шесть месяцев отгрузила 3,4 млн. тонн грузов (+8,2%).

    Софья Винарова

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен