• 3 декабря 2021

    Будни арктической гидрографии

    Изучение рельефа дна, навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства, дноуглубление в акватории Северного морского пути — зона ответственности ФГУП «Гидрографическое предприятие», входящего в состав госкорпорации «Росатом». Генеральный директор предприятия Александр Бенгерт рассказал «ПортНьюс» о проделанной и планируемой работе на Севморпути.

    — Александр Александрович, более двух лет предприятие занимается реконструкцией Морского канала в порту Сабетта. В какой стадии эти работы?

    — Первый этап реконструкции завершен. В ходе дноуглубительных работ на Морском канале было извлечено более 47 млн куб. м грунта: в 2020 году — 32,5 млн куб. м и 15,1 млн куб. м — в текущем году. В рамках первого этапа реконструкции Морской канал был расширен с 295 до 475 м, дополнительно создан участок поворота шириной 573 м, а также образовано второе колено шириной 475 м. Длина канала увеличена с 49 до 51,6 км с гарантированной отметкой дна минус 15,1 м.

    На канале образованы два котлована, позволяющие доставить на терминал «Утренний» технологическое оборудование для работы производственных комплексов по переработке углеводородов. Безопасность судоходства обеспечивают 32 плавучих предостерегательных знака, выставляемые вдоль канала.

    В рамках второго заключительного этапа в 2022 году по проекту планируется извлечь еще около 13 млн куб. м грунта. Общий проектный объем извлекаемого грунта по итогам двух этапов составит 59,8 млн куб. м. Подрядчиком работ выступает ООО «Мордрага».

    — Как продвигается строительство федеральных объектов терминала «Утренний» проекта «Арктик СПГ 2»?

    — Здесь дноуглубительные работы завершены в сентябре 2021 года. Общий объем грунта, извлеченного за три года, превысил 24 млн куб. м. В результате на подходном канале и в акватории терминала «Утренний» глубина судоходных путей достигла 15 м, хотя изначально на отдельных участках естественные глубины не превышали 2–3 м.

    Такие габариты подходного канала и акватории позволяют принять на терминале «Утренний» наибольшее расчетное судно — газовоз типа «Кристоф де Маржери» (Yamalmax) длиной 299 м, шириной 50 м и осадкой до 12 м к причальному фронту в период круглогодичной навигации.

    Продолжается строительство ледозащитных сооружений. Южное и Северное ледозащитные сооружения (протяженностью 3,1 км и 1,3 км, соответственно) защитят акваторию от дрейфующего льда, способного повредить причалы и флот. Их возводит АО «МРТС» в рамках строительства терминала. При строительстве сооружении потребуется погрузить 5746 свай, из которых 3664 уже установлены. Завершить возведение ледозащитных сооружений планируется в 2022 году.

    — Есть планы развивать и строить собственный дноуглубительный флот?

    — В 2021 году среднегодовой объем ремонтного черпания составил порядка 1 млн куб. м. В следующем году он увеличится, т. к. нам предстоит обслуживать дополнительные объекты (подходной канал и т. д.), построенные к терминалу «Утренний». С 2023 года возникнет потребность в выполнении ежегодного ремонтного черпания на Морском канале в Обской губе, причем в достаточно сжатые сроки.

    По предварительным расчетам, суммарные объемы ремонтного черпания по нашим объектам в Обской губе с 2023 года составят около 5 млн. куб м в год - с учетом Морского канала. В этой связи для нас крайне важен проект по развитию дноуглубительного флота. Оптимальный состав дноуглубительного флота мы определим в ноябре-декабре 2021 года.

    Кроме того, мы намерены переформатировать подход к самому ремонтному черпанию и применять не только классические самоотвозные земснаряды, но и технологии, связанные с тралением, с распределением грунтовых наносов. Мы внимательно изучаем технологию гидроразмыва, которая применяется лидерами мирового рынка дноуглубления. Думаю, это правильный путь, который позволит снизить себестоимость конечных работ ремчерпания.

    — Дноуглубительные суда вы планируете строить или покупать на рынке?

    — Могут быть разные схемы. Возможна и покупка, но вторичный рынок дноуглубительного флота мал. Поэтому будем смотреть по ситуации. Мы не снимаем с повестки и вопрос строительства собственного флота и понимаем, как реализовать эту идею.

    В качестве параллельного решения рассматриваем возможность долгосрочного взаимодействия с одной из сильных дноуглубительных компаний. Ей придется перевести под российский флаг те суда, которые будут задействованы на наших объектах. У нас есть возможность контрактоваться на достаточно длинный период времени, это рынку, безусловно, интересно.

    — Ключевая деятельность «Гидрографического предприятия» — съемка рельефа дна. Как прошел сезон в этом году, какие планы на следующий год?

    — План навигационно-гидрографического обеспечения СМП в части съемки рельефа дна мы завершили в полном объеме. В сезон 2021 года мы выполнили промеры общим объемом 83,6 тыс. приведенных километров, что эквивалентно 41,5 тыс. линейных км. Это абсолютный рекорд по съемкам за одну навигацию в постсоветское время.

    Для выполнения плана промеров мы ежегодно привлекаем к работе в акватории от 7 до 8 судов. Пока, вдобавок к собственному флоту, мы вынуждены привлекать заемный, что и делали в этом году. Со следующего года количество привлекаемого флота сократится, т. к. в конце 2021-го и начале 2022 года «Гидрографическое предприятие» получит четыре новых судна. Это лоцмейстерские и гидрографические катера, которые сейчас достраиваются и выходят на ходовые испытания.

    Что касается плана промеров, то мы четко знаем, что в дальнейшем объем промеров не уменьшится. Более того, за счет повышения эффективности съемок, применения новых технологий со следующего года будем пытаться увеличить объем съемки рельефа дна. Максимальное внимание — к восточному сектору Арктики для формирования высокоширотных маршрутов для прохода судов.

    — А эхолоты на ледоколы будете ставить?

    — Это дискуссионный и широко обсуждаемый вопрос. Мы четко понимаем, что в подобных решениях во главе угла должна быть экономика и здравая инженерная мысль.

    При классической съемке рельефа дна в условиях ледообразования работа эхолотов будет затруднена, поскольку лед на акватории создает значительные помехи и искажает информацию. Кроме этого, сам по себе ледокол — достаточно дорогостоящее плавсредство. Поэтому сейчас обсуждается вопрос универсальности судов, работающих в акватории СМП. Строительство многофункционального гидрографического судна с высоким ледовым классом является одним из таких проектов. Необходимо универсальное судно для выполнения любых задачи, не только для съемки рельефа дна.

    — Тендер на строительство гидрографического судна с ледовым классом Arc7 в этом году не состоялся, и вы решили пойти по пути проектирования своими силами с тем, чтобы в дальнейшем выставить на конкурс готовый проект. Так ли это?

    — В ноябре 2021 года мы объявили конкурс на разработку технического проекта судна за счет собственных средств предприятия. Однако на этот счет есть различные мнения: достаточно ли полноценного качественного эскизного проекта для того, чтобы судостроительное предприятие могло полноценно посчитать этот проект и определить свои возможности, или нужен техпроект?

    Многие предприятия говорят, что эскизного проекта более чем достаточно, и это соответствует мировым сложившимся практикам. Между тем мы понимаем, что разработка технического проекта и рабоче-конструкторской документации во многом зависит от возможностей конкретной верфи и судостроительной технологии, которая там применяется.
     
    Нам представляется, что отсутствие технического проекта как раз и исключило возможность выхода на наши конкурсы крупных российских предприятий. Поэтому мы приняли решение и готовы разработать техпроект судна за пять-шесть месяцев. Конкурс на строительство повторно проведем летом 2022 года. При этом мы рассчитываем, что сроки строительства, ранее определенные до конца 2024 года, будут сохранены.

    — Есть планы осваивать новые для вашего предприятия направления и проекты?

    — В 2022 году попробуем реализовать проект, связанный с построением цифровых моделей портов. По сути, это полная оцифровка порта, гидротехнических сооружений, причалов, береговых объектов, рельефа дна. На эту модель будут накладываться результаты обследований, дефектоскопии, осмотра для того, чтобы создавать массив данных. В дальнейшем мы будем видеть динамику по этим объектам.

    Также в ближайшее время «Гидрографическое предприятие» планирует создать в Санкт-Петербурге Центр инженерных и технических компетенций.

    — Какие задачи будет решать Центр инженерных и технических компетенций?

    — Центр будет аккумулировать современные научно-исследовательские работы, формировать проектную документацию. Мы понимаем, что сейчас на рынке очень востребован такой интеллектуальный инкубатор, который позволил бы нам — как предприятию, реализующему сложные и дорогостоящие проекты, — делиться своими знаниями по тем технологиям, которые мы применяем.

    В частности, мы очень качественно подошли к вопросу организации строительного контроля по нашим объектам. В кооперации с партнерами мы применяем системы с высоким уровнем цифровизации, технологии контроля строительства линейных сооружений, в том числе с воздуха, с использованием дронов, строим ортофотопланы, развиваем цифровых двойников стройки в виде массивов данных по проектной и исполнительской документации.

    Важно создать площадку, на которой можно обсуждать и реализовывать идеи раннего привлечения подрядчиков. Как происходит сейчас, в классическом варианте? Кто-то что-то проектирует, потом возникает элемент экспертизы как некая промежуточная точка, затем мы выбираем генерального подрядчика, у которого возникает вопрос: как это все на практике реализовать? Проблема обычно заключается в том, что подрядчики не заходят в проект с самого раннего цикла его реализации, не имеют возможности задать своевременно правильные вопросы.

    К сожалению, в реалиях текущей деятельности очень большая проблема — это отсутствие полноценных EPC-контрактов, которые широко применимы в мировой практике. В России до сих пор нет такого механизма. И сейчас мы ждем развития событий по реконструкции Городецкого гидроузла. Потому что это будет первый такой опыт в России, когда EPC-контракт будет реализован за счет федерального бюджета.

    По сути, Центр инженерных компетенций станет неким бизнес-инкубатором, который будет вызревать внутри «Гидрографического предприятия» с учетом сложившего пула партнеров по нашим ключевым проектам, включая и мировые дноуглубительные компании. То есть формируется база, такой воркшоп. По принципу резидентства в него будут входить ключевые компании, интересные, молодые, готовые нам помогать.

    По текущим проектам мы уже изменили свой подход. В проекте по созданию системы мониторинга гидрометеорологических факторов на Морском канале в Обской губе уже сейчас ведем проектирование, активно общаемся с потенциальными подрядчиками, с производителями оборудования, с представителями науки — всеми, кто будет задействован.

    Нам бы очень хотелось через свой Центр инженерных компетенций показывать потенциальным инвесторам преимущество тех технологий, которые находятся в зоне ответственности госкорпорации «Росатом».

    — Когда планируется создать такую площадку?

    — Мы рассчитываем презентовать создаваемый в Санкт-Петербурге Центр инженерных и технических компетенций в январе 2022 года.


Author

Nadegda Malysheva

mn@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен