Терминалам расшивают финансирование
Правительство РФ может начать субсидировать кредиты инвесторам строительства опорной сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в связи с разворотом грузопотоков на Восток и дефицитом мощностей на этих направлениях. Согласно проекту документа правительства, которое имеется в распоряжении PortNews, речь идет о льготной процентной ставке в размере 50% от ключевой. По подсчетам участников рынка, суммарные инвестиции в новые ТЛЦ оцениваются в 140 млрд руб. Мощности увеличатся почти в 2,5 раза до 8,6 млн TEU. Среди крупнейших игроков на этом рынке - «ВТБ Недвижимость», «РЖД Бизнес Актив», «Трансконтейнер», «Фининвест» и «НТТ».
В ближайшие недели правительство РФ утвердит субсидирование банкам доходов по кредитам, выданным для строительства новых транспортно-логистических центров (ТЛЦ), ожидают собеседники PortNews в отрасли, знакомые с ходом переговоров. После введения санкций и частичного прекращения работы международных линий с портами Северо-Запада значительный объем грузопотоков перенаправлен на транспортные коридоры Россия-Турция, Россия-Иран-Индия и Россия-Китай, отмечалось в сообщении на сайте правительства РФ по итогам заседания у первого вице-премьера Андрея Белоусова.
«На заседании штаба рассматривались меры содействия развитию сети транспортно-логистических центров для повышения их перерабатывающей способности и индикативный прогноз контейнерных перевозок до 2024 года. Новая опорная сеть состоит из 29 транспортно-логистических центров», — подчеркивалось в сообщении.
По данным Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), общие инвестиции в строительство новых ТЛЦ оцениваются в 140 млрд руб.
Среди крупнейших игроков на этом рынке - «ВТБ Недвижимость», «РЖД Бизнес Актив», «Трансконтейнер», «Фининвест» и «НТТ».
По информации PortNews, субсидируемый объект должен быть введен в эксплуатацию до конца 2024 года. Субсидия предоставляется в размере 50% от ключевой ставки ЦБ, при условии, что она составляет не менее 6%. Мощность возводимого ТЛЦ должна быть не менее 100 тыс. ДФЭ в год.
Среди крупнейших (по объему вводимых мощностей) проектов ТЛЦ, мультимодальный центр «Усады» «ВТБ Недвижимости» (Московская область, ввод в 2023-2027 годах, 4,1 млн тонн в год), контейнерные терминалы Гродеково и Забайкальск компании «РЖД Бизнес Актив» (Дальний Восток, ввод в 2023-2026 годах, суммарно - 270 тыс. ДФЭ в год), терминалы «Трансконтейнера» в Иркутске, Забайкальске и Новосибирске (поэтапный ввод до 2024 года, совокупные мощности - более 1 млн ДФЭ в год), ТЛЦ «Фининвеста» в Приморском и Хабаровском крае (2024-2025 годы, вместе - около 750 тыс. ДФЭ в год), а также ТЛЦ «Сибирский» в Новосибирске компании ООО «НТТ» (ввод в 2024 году, мощность 600 тыс. ДФЭ в год).
Согласно федеральному проекту ТЛЦ до 2024 года, суммарная мощность введенных в эксплуатацию грузовых мультимодальных транспортно- логистических центров должна составить не менее 51,6 млн тонн. Сейчас в России действуют девять ТЛЦ - подмосковный «Белый Раст», которым владеет «РЖД Логистика» (51%) и китайская Liaoning Port Group (ранее - Yingkou Port, 49%), а также подконтрольные РЖД ТЛЦ «Кунцево-2» (Москва), ТЛЦ «Тальцы» (Бурятия), ТЛЦ «Гродеково» и ТЛЦ «Первая Речка» в Приморском крае, ТЛЦ «Хабаровск-2», ТЛЦ «Забайкальск», ТЛЦ «Юрьевец» (Владимирская область) и ТЛЦ «Сыктывкар» (Коми).
В контейнерах перевозится более 3 тыс. номенклатур грузов, в том числе продукты, товары народного потребления, оборудование, комплектующие, пиломатериалы и удобрения. «Потребность в их транспортировке остается стабильно высокой», — цитирует пресс-служба исполнительного директора ЕСП Сергея Авсейкова.
«По итогам мая ожидания ЕСП были солидарны с консервативным прогнозом Минэкономразвития. Предполагалось снижение по результатам 2022 года в диапазоне 8-10%. Июнь показал, что своевременные действия участников рынка и правительства РФ по поддержке и настройке рынка, в том числе по отмене ввозных пошлин на контейнеры, сокращению таможенных процедур, а также другие факторы, такие как прекращение коронавирусных ограничений в Китае, обозначили тренд на восстановление рынка. Так, по состоянию на 20 июня контейнерные перевозки сократились на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К концу 2022 года может быть полное восстановление. Таким образом, контейнерные перевозки, возможно, будут на уровне 2021 года или даже выше», — заявлял он ранее PortNews. Напомним, перевозки контейнеров по сети железных дорог России (с учетом порожних) в 2021 году выросли на 12,1% по сравнению с показателем 2020 года и составили 6,5 млн TEU.
Тренд «поворота на Восток» резко повышает значимость крупных сибирских и дальневосточных агломераций, считают в ЕСП, подчеркивая, что с учетом реализующихся проектов до конца 2024 года терминальные мощности могут увеличиться до 8,6 млн TEU.
Сибирский регион, в том числе Новосибирск, в концепции развития ТЛЦ является одним из ключевых, отмечают в ЕСП. В Новосибирске будет реконструирован терминал на станции Клещиха, кроме этого уже начал строиться ТЛЦ «Сибирский» мощностью 600 тыс. TEU с перспективой расширения 1 млн TEU, приводят данные в союзе.
По оценке Knight Frank Russia, инвестиции в создание ТЛЦ (без создания складскойинфраструктуры, то есть, строительство контейнерной площадки, обустройство железнодорожных путей, создание сопутствующей инфраструктуры) могут составить 100-150 тыс. руб. за кв. м без учета НДС. ТЛЦ должен обеспечивать максимальные возможности по обработке и перегрузке товаров как с/на морской транспорт, так и железнодорожный и автомобильный. Таким образом, наиболее привлекательными землями для размещения ТЛЦ являются имеющие присоединение к железнодорожной сети, расположенные рядом с морскими портами, а также имеющие выход на крупные автомобильные магистрали, подчеркивают в компании.
«Доходность таких объектов, как правило, выше, чем складских. Льготные условия финансирования позволят сделать ТЛЦ еще более привлекательным для строительства», — считает региональный директор, директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Russia Константин Фомиченко.
При перестройке входящих логистических потоков с запада на восток произойдет увеличение объемов перевозимой продукции по железной дороге, что станет причиной увеличения спроса на терминальную инфраструктуру, рассуждает он. Вероятно, возникнет дополнительная потребность в площадках, обеспечивающих временное хранение, растомаживание, грузовую обработку контейнеров. В случае кратного увеличения проходящих через восточное направление контейнеров (как по морю, так и по железной дороге) существующая инфраструктура может оказаться перегруженной. В таком случае существует риск задержки сроков доставки товаров и срыв поставок. Таким образом,создание терминальной инфраструктуры на востоке страны позволит увеличить возможные объемы обработки импорта, заключает эксперт.