• Home
  • Relevant Topics
  • Твердые основания жидкого газа: СПГ в судоходстве все более востребован
  • 26 июля 2022

    Твердые основания жидкого газа: СПГ в судоходстве все более востребован


    Несмотря на некоторый отход от декарбонизационной повестки в связи разворачивающимся в мире энергетическим кризисом и перестройкой мирового топливного рынка, СПГ в судоходстве не теряет своей актуальности и даже приобретает более важное значение. Россия обладает в этом сегменте уникальной ресурсной базой, которой она сможет выгодно воспользоваться.


    Количество бункеровщиков сжиженным природным газом (СПГ) в мире продолжает расти. Как следует из отчета Международного газового союза, их общее количество достигло 30 единиц, заказано строительство еще 16 единиц. Флот бункеровщиков СПГ вырос на девять судов в 2021 году и на два судна за первые четыре месяца 2022 года. Размер этих судов со временем увеличивается: средняя вместимость действующего бункеровочного СПГ-флота составляет 7200 куб. м, в то время как средняя вместимость судов в постройке ‒ 9200 куб. м. Это говорит о том, что бункеровочные компании готовятся к обслуживанию более крупнотоннажных судов на СПГ и к росту объемов продаж.

    «Поскольку мировой судоходный флот переходит на СПГ для обезуглероживания и соблюдения более строгих экологических норм, спрос на бункеровку СПГ, как и предложение, растет», ‒ говорится в отчете Международного газового союза.

    Сейчас в терминалах и портах по всему миру насчитывается 84 бункеровочных комплекса для СПГ: 49 в Европе, 24 в Азии, шесть в Северной Америке, четыре в Австралии и один в Южной Америке. Растут и глобальные производственные мощности СПГ: в 2021 году они достигли 459,9 млн тонн в год.

    «Газ и возобновляемые источники энергии станут двумя основными столпами декарбонизации, ‒ уверен генеральный секретарь Международного газового союза Милтон Кателин. ‒ СПГ играет важнейшую роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности и экономической стабильности, и эта роль никогда не была так велика, как сейчас».

    Как, в свою очередь, отметила французская группа GTT, специализирующаяся на технологиях хранения СПГ, «кризис только подчеркивает важность морской транспортировки СПГ».

    Действительно, несмотря на резкий рост стоимости газа на мировом рынке, в ближайшие годы ожидается рост количества терминалов для приема СПГ в Европе, что связано с ее политикой поэтапного отказа от трубопроводного газа из России. Это, в свою очередь, может подстегнуть и развитие судоходства на СПГ, так как соответствующая инфраструктура в портах будет создаваться ускоренными темпами, а от декарбонизации морского транспорта никто не отказывался. Как следствие, рост количества судов, использующих газомоторное топливо, будет возрастать, соответственно, спрос на СПГ-терминалы и специализированные бункеровщики также вырастет на основных торговых маршрутах по всему миру.

    На мировом рынке СПГ-судов уже сейчас появляются новые игроки. Так Иран заявил о намерении построить первый танкер на СПГ типа Aframax вместимостью 113 тыс. тонн.

    При всем этом Россия продолжает играть важную роль в развитии судоходства на СПГ, которая на фоне разворачивающегося энергетического кризиса в мире может даже усилиться, поскольку страна располагает огромной ресурсной базой. Отметим, что в настоящее время паром «Маршал Рокоссовский», способный ходить на СПГ, используется на таком критически важном направлении, как Калининградская область. В этом году его дополнит второй аналогичный паром «Генерал Черняховский».

    Важную роль СПГ будет играть и на маршрутах Северного морского пути, поскольку использование нефтепродуктов в Арктике чревато серьезными негативными экологическими последствиями в случае аварийных нефтеразливов.

    Более того, одна из крупнейших в мире танкерных компаний, российский «Совкомфлот», на протяжении последних нескольких лет активно внедрял СПГ в качестве судового топлива для своего флота. Как рассказал журналистам в ходе последнего Петербургского международного экономического форума генеральный директор компании Игорь Тонковидов, компания продолжает быть драйвером «зеленого» судоходства, а 20 судов, строящихся на СК «Звезда», будут эксплуатироваться на СПГ. При этом сроки сдачи первого судна на СК «Звезда» пока сохраняются – сентябрь 2022 года.

    Развивается и соответствующая инфраструктура. Так, ООО «Газпромнефть Марин Бункер» уже построен первый бункеровщик СПГ «Дмитрий Менделеев», о его работе представители бункеровочной компании подробно рассказывали в ходе V конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы», которую медиа-группа «ПортНьюс» провела 27 октября 2021 года.

    Судостроительная корпорация «Ак Барс» (Республика Татарстан) планирует в сентябре 2022 года завершить работы по проектированию нового судна-бункеровщика СПГ для ООО «Газпром СПГ Технологии». Первое судно-бункеровщик СПГ предприятие планирует построить в 2023 году. Количество судов в серии пока не определено.

    О перспективах развития СПГ-судоходства, как и судоходства на других альтернативных видах топлива, будем подробно говорить с экспертами и ведущими участниками рынка в ходе VI конференции «СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы», которую медиа-группа «ПортНьюс» проведет в Москве 2 ноября 2022 года. Программа конференции формируется, принимаем предложения и рекомендации.

Author

Vitaliy Chernov

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен