Портам Дальнего Востока требуется разгрузка
Правительство РФ предлагает увеличить количество контейнерных поездов в восточном направлении на 3 пары в сутки до конца года. Участники рынка отмечают, что в порту Владивосток и Восточный в сентябре-октябре скопилось рекордное количество контейнеров. Это решение одновременно потребует перенаправить около 800 тыс. тонн экспортного угля в другие бассейны РФ. Аналитики отмечают, что для разрешения ситуации с загрузкой Восточного полигона требуется нарастить количество контейнерных поездов до 30 в неделю.
Минтранс и ОАО «РЖД» создали оперативный штаб в связи с трудностями с вывозом контейнеров из портовых терминалов Дальнего Востока, сообщил вчера глава Минтранса Виталий Савельев на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным. По состоянию на 14 ноября, фактически загрузка пяти портовых контейнерных терминалов составляет 117% и загрузка шести тыловых терминалов – 74%, добавил он.
Проблемы со скоплением контейнеров в портах Дальнего Востока начались в сентябре. По оценке участников рынка, к ноябрю не вывезено около 70 тыс. TEU. Назначение дополнительных контейнерных поездов позволит частично вывезти этот груз, под который РЖД не подает порожние платформы. «При чрезвычайной загрузке Восточного полигона РЖД разделяет интересы большинства грузоотправителей в максимизации объемов перевозок грузов, а не порожних вагонов. Для подачи в порт дополнительного состава с порожними платформами для погрузки контейнеров придется отменить один груженый состав, а значит, отказать в перевозке поставщикам угля, металлов, лесных и других грузов», — поясняют в компании. Дисбаланс между прибытием экспортных и отправлением импортных контейнеров остается на достаточно высоком уровне, добавили в РЖД. Из-за этого осенью 2022 года операторы полувагонов начали подавать состав под отправку контейнеров, но эта мера, по словам собеседников «ПортНьюс», не стала популярной.
«Увеличить количество контейнерных поездов в восточном направлении на три пары в сутки сроком до конца текущего года, то есть фактически на полтора месяца, за счет снижения перевозок товаров, в том числе угля. Данное решение кроме импорта позволит увеличить также вывоз экспортных грузов. При этом ожидаемый выпадающий объем отгрузок энергетического угля составит порядка 800 тыс. тонн до конца года, или 1,4 процента от годового объема, который мы планируем довезти, то есть добрать в следующем году – до 15 апреля мы постараемся полностью обеспечить вывоз этого объема», — заявил Виталий Савельев, добавив, что в 2023 году предлагается увеличить тарифы на контейнерные перевозки в восточном направлении с одновременным снижением тарифов в порты Северо-Запада.
Дискуссия о правилах доступа к ограниченной инфраструктуре Восточного полигона между контейнерными операторами и угольными компаниями обострилась на фоне разворота логистики на Восток после февраля 2022 года. С уходом международных линейных операторов из портов Северо-Запада и введением санкций в отношении России, основными воротами импорта как товаров народного потребления, так и промышленного, стали дальневосточные терминалы.
В середине 2022 года правительство РФ продлило приостановку действия Правил недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре ОАО «РЖД» до 1 июля 2023 года, определяющих порядок проезда по загруженным БАМу и Транссибу. Это должно обеспечить пропуск большего количества высокодоходных грузов по этим магистралям, где преобладает уголь. Таким образом, до середины 2023 года будут действовать утвержденные РЖД временные правила очередности приема грузов к перевозке, отметили в компании. «Приоритет на Восточном полигоне отдается специальным, воинским и высокотехнологичным грузам, а также внутрироссийским перевозкам независимо от рода груза. Объемы перевозки контейнерных грузов будут определяться исходя из этих правил, если правительство не примет иных решений. Таким образом, они будут зависеть от объемов предъявления грузов, имеющих более высокий приоритет, и возможностей по доставке в порты Дальнего Востока фитинговых платформ с экспортными контейнерами для обратной загрузки импортом», — подчеркнули в ОАО «РЖД».
«Мы считаем несбалансированной ситуацию, когда одному-двум грузам из тысяч номенклатур дают доминирующую роль на сети. Причем на дефицитном направлении, каким является Восточный полигон. Решение о распределении инфраструктуры необходимо принимать исходя из социально-экономического влияния разных грузов, перевозимых по железной дороге, на экономику страны в целом», — говорит исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергей Авсейков.
По оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР) и ЕСП, экономический ущерб ВВП от ограниченной пропускной способности Восточного полигона для контейнерных грузов составит около 13,3% в 2023-2024 годах. По словам президента ЦСР Владислава Онищенко, в среднем 47% машинного оборудования российских предприятий импортируется, показатели разнятся по отраслям, но, например, в производстве автотранспортных средств и лекарственных препаратов составляет примерно половину. По данным ЦСР, ожидаемое падение импорта ключевых контейнерных грузов через западные границы РФ составляет 9,5 млн тонн в 2023-2024 годах. При этом прирост импорта ключевых контейнерных грузов через Восточный полигон оценивается в 11,5 млн тонн. По данным ЦСР, объем критичного импорта через Восточный полигон по состоянию на 2021 год составил 4,3 млн тонн грузов (продукция химпрома, машины, запчасти и техника, электрооборудование). В ЕСП и ЦСР предлагают два сценария распределения пропускной способности на Восточном полигоне на 2023-2024 годы, исходя из вклада груза и смежных отраслей в ВВП и поступлений в бюджет. Так, целевой сценарий (46-54 поездов с углем в сутки и 24-29 контейнерных поездов в сутки) обеспечит больший вклад в ВВП и рост поступлений в бюджет (до 23 млрд руб. к 2025 году) по сравнению с инерционным сценарием (68-80 поездов с углем в сутки и 16-18 контейнерных поездов в сутки).
Глава аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов оценивает нехватку контейнерных поездов в 30 единиц в неделю.
Пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза - до 180 млн тонн в год. Весь процесс развития железных дорог в Сибири разделен на несколько этапов. Первый из них практически завершен. Год назад, в конце апреля 2021 года, правительство утвердило паспорт второго этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. В 2022 году пропускную способность Транссиба и БАМа планируется увеличить еще на 14 млн тонн: с 144 до 158 млн тонн. Всего до конца 2024 года в рамках второго этапа развития Восточного полигона планируется построить 1350 км дополнительных путей, 26 разъездов, реконструировать 25 станций и шесть разъездов. Масштабная модернизация, вероятно, потребует временных перекрытий магистрали на ремонт. При этом с введением эмбарго на российскую нефть с 2023 года часть этого груза может быть перенаправлена в Китай цистернами, что создаст дополнительный спрос на инфраструктуру Восточного полигона.